Верди. Опера «Аида»

Трагическая опера в 4 действиях. Либретто по сценарию О. Мариэтта написано А. Гисланцони.
Первое представление состоялось 24 декабря 1871 года в Каире.

Действующие лица:
Царь Египта, бас
Амнерис, его дочь, меццо-сопрано
Аида, раба, сопрано
Радамес, начальник дворцовой стражи, тенор
Рамфис, верховный жрец, бас
Амонасро, эфиопский царь, отец Аиды, баритон
Гонец, тенор

Первое действие. Первая картина. В Мемфис, столицу Египта, пришло тревожное известие. Царь Эфиопии Амонасро, оправившись от нанесенного египтянами поражения, собрал большое войско и перешел границу Египта. Верховный жрец Рамфис просит богиню Изиду указать того, кто должен возглавить поход на врага. О, как бы хотел молодой воин Радамес быть этим избранником богини! Он надеется вернуться победителем и получить в жены любимую Аиду, рабыню дочери фараона Амнерис. Никто не знает, что Аида — дочь царя Эфиопии Амонасро.

Встревоженный полученным известием, собирается у храма народ. Фараон возвещает, что богиня Изида только что назвала имя полководца — это Радамес. Народ радостно приветствует избранника. Во время торжественного шествия в храм влюбленная в воина Амнерис замечает, что Радамес не спускает глаз с Аиды. Гордая и властолюбивая дочь фараона в смятении: неужели Радамес предпочел ей рабыню? Но и Аида взволнована не меньше госпожи. Она отдала свое сердце Радамесу, а ведь он идет сражаться против ее народа. Если она будет молить богов о победе родного народа — ее молитвы принесут гибель любимому. Если же она будет молить богов даровать победу Радамесу — она предаст свой народ, своего отца.

Вторая картина. В храме идет посвящение Радамеса в полководцы. Верховный жрец вручает ему оружие и предвещает победу над врагом.

Второе действие. Первая картина. Амнерис во дворце, окруженная приближенными и рабынями, готовится к торжественной встрече Радамеса. Разбив наголову эфиопов, он с триумфом возвращается в Мемфис. Амнерис, воспользовавшись тем, что об этом еще не знает Аида, решает выведать тайну ее любви. Она сообщает, что Радамес убит и видит, как девушка заливается слезами. Не давая Аиде опомниться, Амнерис говорит, что обманула ее — Радамес жив. Радость Аиды окончательно убеждает дочь фараона в том, что ее рабыня любит Радамеса.

Вторая картина. Перед троном фараона под звуки торжественного марша проходит победоносная армия во главе с Радамесом. Египетские воины приводят побежденных эфиопов. Среди пленных — Амонасро. Аида бросается к отцу, но он шепчет дочери, что никто не должен узнать его настоящего имени. Обращаясь к фараону, Амонасро описывает картину гибели в бою царя Эфиопии.

Амнерис венчает победителя лаврами, а фараон обещает исполнить любое его желание. Радамес просит освободить всех пленных. Однако верховный жрец предлагает оставить заложниками Аиду и ее отца, чтобы эфиопы снова не взялись за оружие. Фараон соглашается с этим, Радамесу же в награду за победу отдает руку своей дочери Амнерис.

Третье действие. Лунным сиянием залиты берега Нила и величественный храм богини Изиды. В него, сопровождаемая верховным жрецом, только что вошла Амнерис, чтобы испросить согласие богини на брак с Радамесом. Никем не видимая, в тени высоких пальм появляется Аида. Здесь она должна встретиться с Радамесом. Слышны шаги — перед Аидой ее отец. Амонасро мечтает снова собрать эфиопские войска и повести их против ненавистных египтян. Он знает, что дочь любит вражеского полководца и должна встретиться с ним здесь. Угрозами проклятия принуждает Амонасро дочь выведать у Радамеса путь, по которому египтяне двинутся походом на Эфиопию. Спрятавшись, он подслушивает разговор дочери с Радамесом. Но не только Амонасро слышал, как полководец выдал военную тайну. Это слыхали и вышедшие из храма Амнерис и верховный жрец. Чтобы дать возможность любимой и ее отцу спастись бегством, Радамес отдает себя в руки верховного жреца.

Четвертое действие. Первая картина. За измену Радамес осужден на смерть. В подземелье, где он заключен, приходит Амнерис. Она обещает ему жизнь, свободу, только бы он забыл Аиду. Но Радамес предпочитает смерть жизни без любимой Аиды. Разгневанная Амнерис удаляется в храм. Она будет молиться за того, кого так сильно любила.

Вторая картина. В подземелье появляется Аида. Она оставила отца и тайными путями проникла в темницу, чтобы погибнуть с возлюбленным. Жрецы замуровывают последнюю плиту — выход из подземелья отрезан. Аида и Радамес умирают.