Биография Чайковского. «Могучая кучка»

Вскоре, несмотря на различие творческих взглядов Николая Андреевича и Петра Ильича, между ними установились дружеские отношения. И когда Римский-Корсаков, поняв необходимость профессионального образования, стал усиленно изучать теорию музыки и композицию, то обратился за помощью к московскому другу. В сентябре 1875 года он сообщил Чайковскому, что за прошедшие три месяца, продолжая заниматься полифоническим стилем и осваивая одну из труднейших форм этого стиля — фугу, написал несколько десятков упражнений в этой форме и других сложных полифонических формах. На что Петр Ильич ответил: «...Я просто преклоняюсь и благоговею перед Вашей благородной артистической скромностью и изумительно сильным характером!..»

Высокого мнения был Чайковский и о даровании другого композитора-«кучкиста» — А. П. Бородина. По воспоминаниям Н. Д. Кашкина, Петр Ильич негодовал на то, что Бородин уделяет слишком мало времени занятиям композицией, считая, что такое отношение к «сознанному и признанному таланту было своего рода преступление». Чайковский постоянно интересовался музыкой Бородина, содействовал исполнению его произведений в концертах Московского отделения РМО. При этом он не только рекомендовал его симфонии, но и сам исполнил Первую симфонию (на партитуре произведения сохранились дирижерские пометки Чайковского, сделанные во время подготовки к концерту). Вторую («Богатырскую») симфонию Бородина Чайковский называл «превосходной» и присутствовал на концерте, посвященном памяти композитора в 1887 году, в котором она исполнялась под управлением Римского-Корсакова. Петр Ильич слушал также неоконченную Третью симфонию Бородина. Ему нравилась его Серенада для фортепиано, которую он назвал в своем дневнике «прелестной». Изучив музыку оперы Бородина «Князь Игорь», Чайковский проникся к ней такой симпатией, что намеревался продирижировать ею в 1892 году в Москве, в оперном товариществе И. П. Прянишникова.

С вниманием изучал Петр Ильич и партитуры опер М. П. Мусоргского, слушал его произведения в концертах. Подчас резко отзываясь о его музыке, не воспринимая ее безусловно, он ставил Мусоргского по таланту выше всех других членов «Могучей кучки», как композитора, который «говорит языком новым. Оно некрасиво, да свежо,— подчеркивал Чайковский.— И вот почему можно ожидать, что Россия когда-нибудь даст целую плеяду сильных талантов, которые укажут новые пути для искусства».

1868 год насыщен был для Чайковского не только творчеством (сочинены симфоническая поэма «Фатум», пьеса для фортепиано, закончена опера «Воевода», принятая к постановке в Большом театре) и педагогической работой (количество уроков в консерватории увеличилось), но также интенсивной деятельностью в других областях. Он впервые дирижирует, исполняя танцы из оперы «Воевода», на концерте в Большом театре. (Это появление на эстраде стоило Петру Ильичу больших волнений, вызвало у него необъяснимый страх, и до 1877 года, когда исполнял свой «Славянский марш» — также на концерте в Большом театре,— он не брал в руки дирижерской палочки.)

← в начало | дальше →