Биография Чайковского. «Задаток огромной будущности»

Следующий год начался не менее серьезным испытанием для Петра Ильича и в судьбе творческой. 30 января состоялась премьера оперы «Воевода». И хотя спектакль прошел удачно, и композитора вызывали неоднократно, увенчав его лавровым венком, а до конца сезона (то есть в течение месяца) было дано еще четыре представления, тем не менее в прессе появились разноречивые суждения о первой опере молодого автора. Наибольшее огорчение среди отзывов критики доставила рецензия Лароша, написавшего, что в опере нет «русского отпечатка». Другие музыкальные критики иначе отнеслись к «Воеводе». В. Ф. Одоевский, например, после репетиции записал в дневнике, что в этом произведении «русская тональность господствует... Эта опера — задаток огромной будущности для Чайковского». Серьезную музыкальную будущность композитору предсказывал и Николай Рубинштейн. Но, несмотря на эту поддержку, Петр Ильич сжег партитуру.

Спустя десять лет Чайковский, автор уже пяти опер, смог объяснить недостатки своего первого сочинения в этом жанре, к которому предъявлял исключительные требования, как к жанру самому демократическому: сюжет лишен драматического интереса и движения, музыкальные формы слишком сложны и мало подходят к условиям сцены, а оркестр массивен и подавляет, заглушая голоса исполнителей.

Несмотря на неудачу, Чайковского по-прежнему привлекал жанр оперы. После упорных поисков нового либретто он останавливается на стихотворной повести Жуковского «Ундина» по сказке (в свободном переводе) Ф. де Ламотт-Фуке. И в начале 1869 года с увлечением начинает работать над своей второй оперой. Уже к августу партитура была завершена и отправлена в Мариинский театр. Однако постановочный комитет театра отклонил оперу; так она и не была поставлена на сцене. Композитор был, по его словам, «страшно огорчен и оскорблен этим отказом». Рукопись партитуры он уничтожил, но сохранившиеся отдельные эпизоды из оперы использовал в нескольких своих произведениях — в музыке к сказке А. Н. Островского «Снегурочка», во Второй симфонии и в балете «Лебединое озеро». Много позже, незадолго до своей смерти, в разговоре об этой опере Петр Ильич отмечал в ней и свежесть чувства, и отдельные очень прочувствованные и удачные места.

Вечно новый сюжет. Другому сочинению, созданному в том же, 1869 году, суждено было стать всемирно известным шедевром. Это сочинение — симфоническая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

4 марта 1870 года Чайковский присутствовал на первом исполнении «Ромео и Джульетты» в Москве. Дирижировал Николай Рубинштейн. И хотя композитор написал брату Анатолию, что это — лучшее из созданного им до тех пор, после премьеры он все-таки решил переработать сочинение. Во второй редакции увертюра-фантазия была напечатана и исполнена в Москве под управлением Н. Г. Рубинштейна (18 февраля 1872 года), а в Петербурге — Э. Ф. Направника (5 февраля 1872).

Сюжет, предложенный Петру Ильичу Балакиревым в качестве программы, был созвучен творческому мировоззрению композитора, «как художника-гуманиста, борца за освобождение личности» (Н В. Туманина). В трагедии Шекспира, в одном из любимейших драматических произведений Чайковского, его волновала та же тема всепобеждающей любви, что и в «Грозе» А. Н. Островского.

← в начало | дальше →