Биография Чайковского. На гоголевский сюжет

Вскоре после первого представления «Опричника» в Петербурге Чайковский начинает работу над новой оперой. Дирекция Русского музыкального общества объявила конкурс на лучшую оперу по повести Н В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Либретто для оперы, названной «Кузнец Вакула», было написано поэтом Я. П. Полонским. Петр Ильич, с детства любивший и хорошо знавший произведения Гоголя, также решил принять участие в этом конкурсе, но не как член жюри (что было ему предложено), а как композитор. Его привлекала возможность написать произведение в жанре комическо-лирическом, к которому он еще не обращался: создать подлинную, настоящую народную оперу, насыщенную песнями, хорами и танцами на основе украинского фольклора. И освободившись от занятий в консерватории, во время летних каникул композитор начал сочинять «свое любезное детище». При этом он использовал самые разнообразные жанры его: лирическую песню и песню-романс, гопак, чумацкие песни, различные колядки и плясовые напевы. Связанные с украинским фольклором лирические сцены композитор противопоставил комическим, сказочно-фантастическим и своеобразной музыкальной сфере, рисующей дворцовую жизнь российской столицы, где использовал тонкую стилизацию музыкального придворного быта XVIII века. По сравнению с предшествующими операми, здесь Чайковский создал значительные симфонические эпизоды — большую развернутую увертюру, вступления к картинам.

Опера была удостоена единственной премии Музыкального общества и принята к постановке в Мариинском театре.

После каникул Чайковский снова начинает давать уроки в консерватории. По-прежнему он много читает и изучает новые музыкальные произведения — оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов», А. Г. Рубинштейна «Демон», Р. Вагнера «Кольцо нибелунга». С вагнеровской партитурой он знакомится вместе со своими московскими друзьями у Карла Клиндворта, делавшего по поручению Вагнера переложение оперы для фортепиано. И конечно, по-прежнему основное время поглощает сочинение музыки (Второй квартет и романсы). Неустанное творческое горение, работа мысли...

← в начало | дальше →