Биография Чайковского. «Общее достояние публики»

Поиски Чайковского в различных жанрах увенчались успехами. Первая симфония и Первый струнный квартет стали новым словом в русской музыке. Романсы также открыли новую страницу русской камерно-вокальной лирики: здесь удалось достичь органичности в переосмыслении народно-песенных интонаций, доступности, необычайной выразительности музыкального языка, индивидуальность которого слушатели определяли сразу же. И самое главное — выразить то глубинно национальное, которое композитор впитывал все годы, слушая крестьянские и городские песни и танцы. Весь интонационный строй его музыки отражал народное искусство, переданное через личное, глубоко прочувствованное...

Теперь Чайковскому хотелось создать на основе народных песен концерт для фортепиано с оркестром.

24 декабря Петр Ильич сыграл свой Первый концерт Н. Г. Рубинштейну, Н. Д. Кашкину, Н. А. Губерту. Николай Григорьевич в резкой форме раскритиковал новое произведение. Обиднее всего Петру Ильичу показалось, что и Рубинштейн, и Губерт продолжали смотреть на него как на начинающего композитора, «нуждающегося в их советах, строгих замечаниях и решительных приговорах». (Обида эта на Николая Григорьевича, который и сам переживал разрыв, не проходила долго. Вскоре, поняв свою неправоту, Рубинштейн исполнял концерт и в Москве, и на Всемирной выставке в Париже.) После злосчастного прослушивания Петр Ильич решил издать концерт без изменений, не приняв ни одного замечания.

Многое в этом сочинении было необычно: и демократизм ликующе-светлых, жизнеутверждающих музыкальных образов и их воплощение. Композитор вновь обратился к волновавшей его теме — отношение художника к родной природе и единение его с народом. Подобная идея лежала и в основе Первой симфонии. Потому, как и в «Зимних грезах», самобытное содержание концерта обусловило новизну музыкально-образного строя сочинения — соединение и взаимопроникновение лирической и жанровой сфер. А новизна программы, естественно, вызвала необходимость ее воплощения новыми, отличительными от прежних средствами. В связи с этим Петр Ильич по-своему, новаторски трактует классическую трехчастную форму, в которой обычно было принято писать произведения этого жанра (первая — сонатное аллегро, вторая — медленная лирическая, третья — быстрый финал в форме рондо), определившегося и установившегося в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Чайковский создал, по существу, новую структурную композицию, приближающуюся к четырехчастной форме классического симфонического цикла. Тематический материал большого вступительного раздела к концерту (интродукции) самостоятелен и не встречается в дальнейшем. Во вступлении Чайковский утверждает патетику ликующего светлого образа. Это обширное вступление, построенное на разработке торжественно призывного, праздничного мотива, он пишет как отдельную часть, включив в него большую виртуозную каденцию.

Следующие .за интродукцией две лирические части по своему настрою контрастны ей. В основе первой части — лирико-драматические образы, во второй — лирико-интимные, задушевные, связанные с созерцанием природы и бытовых картинок. При этом лирические музыкальные образы претерпевают эволюцию, приобретая в процессе развития новые черты. Образы лирические композитор органично сочетает с жанровыми и бытовыми, а именно — с народными украинскими песнями. Напев, который Чайковский записал от лирников — слепых певцов, аккомпанирующих себе на лире, он положил в основу главной темы первой части.

Песню-веснянку из сборника народных песен, записанных А. И. Рубцом, он взял для главной темы финала. А в середине второй части использовал популярный в ту пору мотив французской песенки в ритме вальса. (Используя эти фольклорные цитаты в концерте, Чайковский соединял приемы их развития, характерные для народного песенного искусства,— вариационность с сонатной разработкой.)

Включив во вторую часть столь разные по характеру музыкальные образы (медленная лирическая первая тема и оживленная вальсообразная вторая), Чайковский словно объединяет две части симфонического цикла: медленную и быструю (скерцо), создавая тем самым оригинальную трактовку формы концерта.

В последней части — финале — композитор снова возвращается к гимническим образам ликующей радости, рисуя, как и в Первой симфонии, оживленную картину праздника, безудержного веселья.

Первый концерт открыл новую эпоху в русской фортепианной музыке необычностью художественных образов; интонационной, композиционной, фактурной, инструментальной сферы; взаимопроникновением фортепианной и оркестровой партии; симфоническим развитием музыкальных тем. Этот концерт — «гениальный по симфоническому взлету мысли и щедрости звукоидей» (Б. В. Асафьев) — стал одним из мировых шедевров музыкального искусства, одним из тех произведений, о которых Чайковский говорил как о редкостных образцах, бывших для него самого идеалом: он проник в массы и сделался «общим достоянием публики», обладая «свойством одинаково нравиться и тонкому ценителю, и малоразвитому большинству».

Пропагандист и поклонник музыки Чайковского Ганс фон Бюлов, называвший композитора «истинным поэтом в звуках», получив разрешение автора на исполнение концерта в Америке, сыграл его в Бостоне 13 октября 1875 года. Вскоре Петр Ильич получил сообщение от пианиста об успехе сочинения, о том, что в каждом из шести вечеров приходилось по требованию публики повторять финал.

Затем состоялись премьеры в Петербурге (пианист Г. Г. Кросс, дирижер Э. Ф. Направник) и в Москве (солист С. И. Танеев, дирижер Н. Г. Рубинштейн). В том же году Бюлов просил Чайковского переслать партитуру и голоса Концерта для исполнения его в Лондоне (впоследствии он неоднократно играл это сочинение в Западной Европе и в Америке). Петр Ильич дирижировал Концертом в Москве, Гамбурге, Берлине, Праге, Дрездене, Лондоне, Нью-Йорке, Балтиморе, Филадельфии, Брюсселе (солисты — пианисты А. Аус дер Оэ, В. Л. Сапельников, А. И. Зилоти, Э. Зауэр, Ф. Руммель). Сочинение быстро завоевало популярность и в России, и за ее пределами, полюбилось исполнителям — пианистам и дирижерам.

← в начало | дальше →