Биография Чайковского. «Слишком русская симфония»

Лето 1875 года Петр Ильич снова проводит в Усове, Вербовке, Низах. И на этот раз каникулярное время — время напряженного творческого труда: он начинает работу над своим первым балетом — «Лебединое озеро», с увлечением сочиняет Третью симфонию.

Новая симфония перекликается с образной сферой будущего балета — лирико-элегической и фантастической. Вместе с тем она отличается от прежних симфонических произведений композитора, в первую очередь своим углубленным психологизмом. Ее цикл составляют пять контрастных частей, в которых раскрывается стремление от мрака к свету; от скорбной музыки во вступлении (похоронный марш) через торжественно-величавое шествие и поэтические образы (то стремительный, полетный, то меланхолически-задумчивый вальс), а затем лирического раздумья, сменяющегося фантастическими образами в скерцо,— к яркому, праздничному веселью и радости.

Как и в других сочинениях Чайковского, в музыке Третьей симфонии ярко проявилась национальная стихия. Настолько ярко, что ее даже не включили в программу одного из зарубежных концертов: Петру Ильичу стало известно, что когда венский дирижер Ганс Рихтер проиграл симфонию на репетиции Венского филармонического общества, то комитет общества нашел ее «слишком русской и единогласно отверг ее». (Как не вспомнить тут слова И. С. Тургенева: «Талант не космополит, он принадлежит своему народу, своему времени»!)

← в начало | дальше →