Биография Чайковского. Старина в современной обработке

Летом 1887 года Петр Ильич осуществляет свое давнее намерение — пишет сюиты на темы Моцарта. Первое издание партитуры нового сочинения он сопровождает предисловием: «Большое количество превосходнейших мелких сочинений Моцарта вследствие непонятной причины остались совершенно неизвестными не только публике, но и большинству музыкантов.

Автор аранжировки сюиты, озаглавленной «Моцартиана», имел в виду дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества, непритязательных по форме, но преисполненных недосягаемых красот».

Для сюиты, состоящей из четырех частей, Чайковский отобрал такие темы, которые наиболее ярко могли бы показать старину. Первая часть — быстрая, стремительная жига, вторая — плавный менуэт, третья — «Молитва» (на тему хора из духовных песнопений Моцарта), четвертая — тема с вариациями (это аранжировка вариаций Моцарта на тему из зингшпиля Глюка «Неожиданная встреча»). Но старину композитор хотел показать в современной обработке и представил ее не только средствами современной оркестровки, но и нетрадиционным порядком частей. Так, жигу, которую обычно помещали в конце сюиты, композитор поставил в начало, что придало сразу же оживленность, праздничность настроения всему циклу.

Петр Ильич сам дирижировал первым исполнением «Моцартианы», состоявшимся в ноябре того же года. Слушатели тепло приняли сюиту, и по требованию публики он повторил третью часть. Вскоре композитор сыграл новое сочинение в Петербурге. (Пройдут годы, и Эдвард Григ напишет: «Русский композитор Чайковский с тонким умением и с большим тактом собрал часть более или менее известных хоровых и фортепианных вещей Моцарта в одну оркестровую сюиту, облеченную в современную инструментовку. Против такой модернизации старого мастера, модернизации, предпринимаемой для проявления чувства восхищения, возразить ничего нельзя».)

К концу 1880-х годов Петр Ильич смог неоднократно убедиться в том, что его имя приобрело всемирное признание — и не только в музыкальных кругах, но также среди широких слоев интеллигенции. Подтверждением этому были восторженные приемы, оказываемые ему на авторских концертах и спектаклях. Свидетельствовали о том же и письма, получаемые композитором от выдающихся музыкантов, писателей, поэтов и других мастеров литературы и искусства. Но не менее дороги и признания поклонников его творчества — представителей русской демократической интеллигенции. «...Я иногда сажусь за рояль и уношусь далеко, далеко и от юриспруденции, и от тяжких невзгод нынешнего общественного жития,— с благодарностью писал ему старый товирищ по Училищу правоведения А. А. Герке.— ...Спасибо и тем, а в их числе, на одном из первых мест, тебе, которые сделали возможным сочинениями своими, что русский труженик, любящий музыку, может набрать сил и утешения в „русской музыке".

Но не знал композитор, что еще в 1878 году И. С. Тургенев писал Л. Н. Толстому из Парижа об известности русского композитора за границей: «Имя Чайковского здесь очень возросло после русских концертов в Трокадеро; в Германии оно давно пользуется, если не почетом, то вниманием. В Кембридже мне один англичанин, профессор музыки, пресерьезно сказал, что Чайковский самая замечательная музыкальная личность нынешнего времени».

С годами авторитет композитора укреплялся. Все чаще и чаще стал он получать приглашения присутствовать на авторских концертах или выступить в качестве дирижера. С 1887 года начинается новый этап его деятельности — исполнительской.

← в начало | дальше →