Биография Чайковского. Дирижер — пропагандист русской музыки

В Праге Чайковский дирижировал «Евгением Онегиным» и концертными программами. Принимая восхищения, овации, благодарность публики и артистов оперы и оркестра, он искренне отдавал особую часть симпатии не своей музыке, а принадлежности русскому народу. Не только в речи на банкете, устроенном в его честь, высказался об этом композитор, но и наедине с собой — в дневнике: «В общем, конечно, это один из знаменательнейших дней моей жизни. Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи! Сколько было восторгу и все это совсем не мне, а голубушке России».

Как в Праге, так и во всех других городах, где Петр Ильич дирижировал, в его честь устраивались специальные торжества: авторские концерты из симфонических или камерных произведений, музыкальные утренники, вечера и т. д. А однажды в Лейпциге Петра Ильича разбудили звуки духового оркестра: под окном собрались музыканты, чтобы импровизированной серенадой из нескольких его пьес приветствовать русского композитора. В иностранных газетах печатались хвалебные рецензии с биографией композитора, анализом его произведений, отмечался успех автора-дирижера, печатались интервью с ним.

Выступления Чайковского за границей содействовали укреплению творческих и дружеских связей между музыкантами и любителями музыки России и тех стран Западной Европы (а затем и Америки), где он бывал. По его инициативе в Чехии выступали русские пианисты А. И. Зилоти, В. Л. Сапельников, певцы М. Н Климентова-Муромцева, П. А. Хохлов, во Франции — скрипач Ю. Э. Конюс (впоследствии по рекомендации Петра Ильича Юлий Эдуардович был концертмейстером Нью-Йоркского симфонического оркестра и участником камерного ансамбля А. Д. Бродского), в Англии — В. Л. Сапельников и другие.

Жизнь Петра Ильича за границей состояла из репетиций, выступлений, бесконечных визитов, осмотра достопримечательностей, посещения концертов известных музыкантов (особенно памятным было исполнение «Героической», Третьей, симфонии Бетховена дирижером Гансом фон Бюловом, которое привело его в восторг), оперных спектаклей (среди них «Тангейзер» и «Мейстерзингеры» Вагнера, специально исполненные для русского композитора под управлением Артура Никиша, и «Отелло», только что написанный Верди). Петр Ильич встретился с выдающимися музыкантами, со многими из которых познакомился раньше, во время своих прежних приездов за границу. Особенно радовали дружеские общения с норвежским композитором Эдвардом Григом и его женой — певицей Ниной Хагеруп, французским композитором Лео Делибом и певицей Полиной Виардо (исполнявшей его романсы), молодым итальянским композитором и пианистом, жившим и учившимся в Германии, Ферруччо Бузони (в 1890—1891 годах он будет профессором Московской консерватории), чешским композитором и дирижером Антонином Дворжаком. Более всего сблизился в это время Чайковский со своими соотечественниками А. Д. Бродским и А. И. Зилоти, которые были горячими пропагандистами его музыки.

Все волнения, суета и переживания композитора во время таких поездок компенсировались глубоким удовлетворением: перед публикой, дирижируя своими сочинениями, он стал теперь чувствовать себя еще более спокойно, уверенно. Радовало сочувственное, даже восхищенное отношение музыкантов — артистов оркестра и присутствовавших на репетициях и концертах композиторов и исполнителей.

← в начало | дальше →