Биография Чайковского. Всемирное признание

Весной 1891 года Чайковский получает приглашение участвовать в музыкальном фестивале, приуроченном к открытию нового концертного зала в Нью-Йорке — «Карнеги-холл», и предпринимает снова большую концертную поездку. Перед выступлениями в Америке он дает авторский концерт в Париже, на котором под его управлением с успехом исполняются Третья сюита, Славянский марш, Второй фортепианный концерт (солист И. Вольф), Анданте кантабиле в переложении для струнного оркестра, вокальные сочинения.

В Америке Петр Ильич также дирижировал своими сочинениями. Четыре концерта он дал в Нью-Йорке и по одному в Балтиморе и Филадельфии. Поездкой за океан композитор остался доволен: «Меня принимали там восторженно; успех был огромный. Радушия, гостеприимства, дружелюбия мне было оказано вдоволь. Но теперь мне приятно обо всем этом вспоминать; находясь же там, я все время страшно тосковал по России и всей душой стремился домой»,— сообщал он родным и друзьям.

Во время путешествия за океан Петр Ильич сделал первые наброски новой симфонии. Мысль об этом сочинении не покидала его с момента окончания работы над Пятой симфонией. Ему «ужасно» хотелось написать «какую-нибудь грандиозную симфонию», которая была бы как бы завершением всей его «сочинительской карьеры». Среди эскизов, записанных в Руане в апреле 1891 года, он сделал наброски музыкальных тем с пометками: «Мотив. Зачем? Зачем? Для чего», «Начало и основная мысль всей симфонии», «Мотив для финала после Зачем? Сначала нет ответа, а потом вдруг торжественно». Во время плавания по возвращении в Россию он продолжал запись эскизов и здесь уже определилось название будущего произведения — симфония «Жизнь» с программой: «Первая часть — все порыв, уверенность, жажда деятельности. Должна быть краткая (финал смерть — результат разрушения). Вторая часть — любовь; третья — разочарование; четвертая кончается замиранием (тоже краткая)».

Но когда композитор приехал домой, там его ожидала работа над другими сочинениями: балетом «Щелкунчик» и оперой «Иоланта»; нужно было провести корректуру новых изданий «Бури», «Евгения Онегина», «Спящей красавицы»...

Жизнь началась «по обыкновению»: ровная и правильная, прерываемая лишь выездами в столицы — в Петербург на концерты, в которых он дирижировал, и в Москву — на премьеру «Пиковой» или по иным делам.

Во время отдыха от сочинения круг чтения Петра Ильича в это время, как и всегда, был разнообразен: книга Антона Рубинштейна «Музыка и ее представители. Разговор о музыке», только что выпущенная в свет; сочинения голландского философа-материалиста Спинозы и книги о нем (Петр Ильич восхищался этой личностью и серьезно изучал труды Спинозы. Позже он приобрел также книгу Спинозы, вышедшую в 1892 году,— «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей, в которых трактуется: 1) о боге; 2) о природе и о происхождении души; 3) о происхождении в природе аффектов; 4) о человеческом рабстве или о силах аффектов; 5) о могуществе разума или о человеческой свободе»).

В конце сентября Петр Ильич решил составить «духовное завещание». Все недвижимое имущество и капитал он завещал внучатому племяннику, Г. Н Чайковскому (сыну скончавшейся племянницы, Т. Л. Давыдовой, усыновленному братом Николаем), за исключением 1/7 части, которую надлежало передавать его слуге — А. И. Софронову. Авторские права на музыкальные произведения переходили другому племяннику — В. Л. Давыдову с тем, чтобы из них ежегодно выдавались суммы М. И. Чайковскому (1800 рублей), Антонине Ивановне Чайковской (1200 рублей), Г. Н. Чайковскому (1200 рублей) и А. И. Софронову (600 рублей). А. И. Софронову завещалось и все движимое имущество. Душеприказчиками Чайковский назначил П. И. и Б. И. Юргенсонов.

← в начало | дальше →