Биография Чайковского. «Чудный дар природы...»

Создавая музыкальный образ Водемона, композитор показал его особенно ярко с тех сторон, которые выявляются в отношениях с Иолантой. От мечтательности о светлой любви (романс-ариозо «Нет, чары ласк красы мятежной...) через восторженность, пылкость пробудившегося первого чувства (ариозо-обращение к Иоланте: «Вы мне предстали как виденье»), сострадание к несчастью любимой («Желанье ваше мне закон») — до героических черт (ариозо «Чудный дар природы вечной» и повторение на этой же теме клятвы верности в сцене, предшествующей исцелению слепой Иоланты).

Из стремления Чайковского к жизненности и конкретности сценических образов вытекает особая многогранность музыкальных характеристик. Душевный мир своих героев он передает в непрерывном развитии, как смену разнообразных психологических состояний, и поистине неисчерпаемо разнообразие музыкальных тем, форм, жанров, которыми пользуется композитор для их характеристики.

Музыкальный образ Иоланты развивается на протяжении всей оперы, обогащаясь новыми чертами. В непрерывном движении от неясной печали и томления (ариозо «Отчего это прежде не знала ни тоски я, ни горя, ни слез») через познание радости первой любви и самоотверженную решимость бороться за эту любовь — к страстной, неукротимой жажде света и ликующему, могучему восторгу прозрения, расцвету любви раскрывается образ Иоланты. Тончайшие движения ее души («различные моменты душевного настроения», как говорил композитор) воплощены им в оркестровом вступлении к опере, в сольном номере и в сценах с кормилицей Мартой, Водемоном, королем Рене и врачом Эбн-Хакиа.

Первая характеристика Иоланты, ее обобщенный симфонический «портрет» — интродукция к опере. Мрачная музыка создает настроение страдания, тщетного стремления вырваться из скованности и «оцепенелости». Она раскрывает душевный мир слепой девушки: тревога и неясные порывы в ней подобны неведомым причинам грусти и томления Иоланты. Тему его можно назвать «мотивом слепоты».

Тема интродукции встречается в опере и в дальнейшем, но иначе гармонизованная, а иногда измененная и мелодически. Основная интонация ее сопутствует моментам, характеризующим недуг Иоланты: перед ее ариозо «Отчего это прежде не знала...», в диалоге Водемона и Рене об Иоланте, после беседы Рене с Эбн-Хакиа о возможности исцеления девушки.

В «Иоланте», так же как и в других операх, композитор характеризует героя не одним каким-либо «типовым лейтмотивом», «а присущим каждому, свойственным ему комплексом интонаций,— до сложного развития, очень последовательного» (Б. В. Асафьев). Так, например, сплетается интонационный строй партии Иоланты и Водемона. Глубокую смысловую связь в интонационном сближении партий Иоланты и Водемона Чайковский проводит особенно последовательно в центральной сцене-дуэте.

Одноактная «Иоланта», которая может рассматриваться как камерная опера, занимает особое место в творчестве композитора. Однако по музыкально-стилистическим особенностям, принципам драматургии, характеру музыкальных образов это произведение глубоко типично для Чайковского, и метод музыкальной драматургии «Иоланты» — это метод сжатия музыкальной драматургии многоактной оперы. Не случайно композитор говорил, что эта «одноактная опера, в сущности, огромная и требующая большого внимания». Ближе всего она к «Евгению Онегину» (Б. В. Асафьев называл «Иоланту» также «лирическими сценами»). Вместе с тем моменты остро напряженного драматизма, глубокого психологизма сближают «Иоланту» и с «Пиковой дамой», а также с последними симфониями — Пятой и Шестой.

В «Иоланте» продолжились поиски композитора в создании лирико-психологической драмы. Здесь, вслед за «Пиковой дамой», Чайковский сконцентрировал многое, типичное для своего оперного и симфонического мышления. Прежде всего — идею и трактовку сюжета оперы, а также приемы музыкальных характеристик действующих лиц, принципы музыкальной драматургии, например, построение развернутых сцен, сквозное развитие действия, симфонизацию жанра. В «Иоланте» он также воплощает светлые образы, «порыв к счастью». Главная ее тема, которую композитор называет «мотивом света», определяет неуклонное движение в музыке от тьмы к свету: от мрачной таинственной интродукции (вступления) к дуэту Иоланты и Водемона «Чудный дар природы вечной» и финалу оперы — ликующим гимнам в честь радости жизни.

← в начало | дальше →