Фитценхаген Вильгельм

В. Ф. Фитценхаген (1848-1890), русский виолончелист, композитор, педагог Вильгельм Карл Фридрих Фитценхаген (Fitzenhagen), выдающийся виолончелист, профессор Московской консерватории.

Он родился 3/15 сентября 1848 года в небольшом немецком городке Зезене, неподалеку от Брауншвейга (умер 1/13 февраля 1890 г. в Москве). Его первым учителем был отец - дирижер городского оркестра. Обнаружив у маленького сына незаурядные музыкальные способности, он стал сразу обучать его игре на нескольких инструментах: фортепиано, скрипке, виолончели, кларнете и валторне. Как бы получив этим право выбора, молодой музыкант вскоре отдал предпочтение виолончели, на профессиональном освоении которой он и сосредоточил основное внимание. Получив музыкальное образование как виолончелист, он стал выступать в Германии с концертами.

В 1870 году Фитценхаген получает два почетных предложения, поставивших его перед серьезным выбором. Первое - от Листа - с приглашением работать в оркестре Веймарской капеллы; второе - от Н.Рубинштейна - занять место профессора виолончели в Московской консерватории. Фитценхаген избрал второе, тем самым до конца жизни связав себя с Россией.

Игра Фитценхагена в Москве вызвала самые восторженные отклики критики, в том числе и Чайковского: он отмечает "талант и умелость виолончелиста", его владение "... сильнейшей техникой..."; "... звучный мягкий тон..."; "...тонкое чувство меры в фразировке...". Незаурядность дарования Фитценхагена, его огромная трудоспособность позволяют музыканту пополнять, по возможности, достаточно скудный виолончельный репертуар. Наряду с исполнением многих "модных" в те годы концертов с оркестром Фитценхаген играет собственные оригинальные сочинения и во множестве осуществляемые им транскрипции. Особое место в концертных программах виолончелиста занимают его переложения для виолончели с аккомпанементом фортепиано некоторых пьес Чайковского. "Ноктюрн" (соч. 19, № 4), "Песня без слов" (соч. 2, № 3) и Andante cantabile из Первого квартета. Финтценхаген участвовал в исполнении квартетов Чайковского.

Обложка прижизненного издания 'Вариаций на тему рококо', Op.33 Чайковский высоко поднял артистический престиж Фитценхагена, посвятив ему "Вариации на тему рококо" и поручив премьеру сочинения, состоявшуюся 18 ноября 1877 года в III симфоническом собрании Московского отделения РМО под управлением Н.Рубинштейна. Сочинение и его интерпретация нашли положительную оценку. Фитценхаген с большим успехом играл посвященный ему опус в Европе, в присутствии самого Ф.Листа: "Я... так понравился, - сообщал он композитору, - что меня вызывали три раза... после вариации Andante (d-moll) мне бурно аплодировали". Интересно, что Чайковский ограничился лишь одной фразой в письме к Юргенсону: "Получил письмо от Фитценхагена, сообщающего, что он с вариациями произвел будто бы фурор. Тем лучше".

Именно Фитценхагена (вместе с Танеевым и Гржимали) Чайковский называет как наиболее желательных ему исполнителей трио "Памяти великого художника" и что в письме к Юргенсону он спрашивает: "...Было ли оно (трио) на просмотре у Фитценхагена и Гржимали? Если нет, то надо попросить одного из них или обоих выставить смычковые знаки, т. е. они должны или оставить мои знаки в тех местах, где они их находят уместными, или изменить".

Этим не заканчивается обращение Чайковского к Фитценхагену, как редактору виолончельных опусов. Знаменательно, что, сочинив в 1887 году пьесу для виолончели с оркестром - "Pezzo capriccioso. Morceau de conzert", композитор пишет Юргенсону: "Я высылаю тебе сегодня виолончельную пиэсу, посвященную Брандукову. Будь так добр, пошли ее к Фитценхагену... и попроси от меня просмотреть виолончельную партию и выставить всяческие знаки и указания специального свойства".

Незадолго до тяжелой болезни, преждевременно сразившей артиста, открылась новая грань его исполнительского искусства - дирижирование. Известность Фитценхагена позволили Московскому музыкальному кружку, составленному из любителей, пригласить его на должность руководителя оркестра. В одном из писем виолончелиста к Чайковскому он просит поддержать его во взятой на себя новой обязанности "распространять среди любителей настоящую любовь к искусству, способствовать их образованию".

Чайковский тяжело переживал выпавшие на долю Фитценхагена страдания. В письмах композитора конца 1889 - начала 1890 года, как некая лейтинтонация, звучит тревожный вопрос: "Жив ли Фитценхаген..."

2 февраля 1890 года ушел из жизни крупный музыкант, воспитанный на строгом классицизме, искренне привязанный к своему новому отечеству - России.

П. Е. Вайдман