«Гроза», увертюра к драме

Титульный лист первого издания Увертюры к драме А. Н. Островского 'Гроза', Op. 76 - кликните по картинке! Увертюра "Гроза" явилась первым программно-симфоническим произведением Чайковского и первым сочинением на сюжет А.Н.Островского. "Гроза" относится ко времени его занятий в Петербургской консерватории в классе А.Г.Рубинштейна. На лето 1864 г. Чайковский получил задание от своего учителя А.Г.Рубинштейна написать оркестровую пьесу в форме оперной увертюры и в качестве сюжета выбрал драму "Гроза" А.Н.Островского, которую он читал и видел на сцене. К тому же молодой Чайковский уже тогда был страстным поклонником великого русского драматурга. Сюжет "Грозы" был выбран им как сюжет для оперы.

Сочинение увертюры проходило в имении Тростинец Харьковской губ. Из-за болезни Чайковский поручил Г.А.Ларошу передать своему учителю на отзыв готовую партитуру. Тот же, в свою очередь, имел о ней нелестное мнение. Критика со стороны Рубинштейна была также уничтожающей, что заставило Чайковского отказаться от исполнения увертюры. При жизни композитора она никогда не исполнялась, а рукопись хранилась в его домашнем архиве.

После смерти Чайковского в его бумагах, на одной страниц его ученической работы по инструментовке, была обнаружена программа увертюры: "Вступление: adagio (детство Катерины и вся ее жизнь до брака), (allegro) намеки на грозу; стремление ее к истинному счастью и любви, (All appassionato) - ее душевная борьба - внезапный переход к вечеру на берегу Волги; опять борьба, но с оттенком какого-то лихорадочного счастья; предзнаменование грозы (повторение мотива после адажио и его дальнейшее развитие); гроза, апогей отчаянной борьбы и смерть". По свидетельству М.И.Чайковского, композитор, наигрывая увертюру, указывал на образ Кабанихи, отраженный в главной партии. Очевидно, запись программы - это предварительные намерения композитора. Сама же увертюра далеко не соответствует ей.

Увертюра 'Гроза' по одноименной драме А. Н. Островского, сочинена летом 1864 года - кликните по картинке! Начало вступления (Andante misterioso, e-moll) характеризуется зловеще-приглушенным звучанием струнных басов, за которым угрожающий раскат тремоло литавр и резкий удар всего оркестра знаменуют, очевидно, первый "намек на грозу". Музыка со всей очевидностью рисует гнетущую атмосферу, окружающую Катерину. Ее светлый облик возникает далее на основе цитирования русской народной песни "Исходила младешенька", повествующей о страданиях одинокой девушки. Мелодия заимствована Чайковским из сборника К.П.Вильбоа, но несколько отличается от первоисточника (позже вариант этой же песни использовал М.П.Мусоргский в "Хованщине", в песне Марфы). Как сама мелодия, так и ее инструментальный колорит, светлый и прозрачный, резко контрастируют с предыдущим разделом. Мечтательное настроение этой музыки внезапно сменяется коротким грозовым шквалом. Разработка выражает душевную борьбу, смятение и как бы столкновение двух враждебных сил. В ее начале - фугато, сопровождаемое отголосками тем главной и побочной партий; появление побочной темы и ее канонические проведения в целом производят впечатление лишь робкой попытки противостоять грозному окружению. Здесь лишь намечен прием, позже ставший чрезвычайно характерным для симфонизма Чайковского: проведение лирической темы в "зловещем" тембре тромбонов (как в кульминации "Рассказа Франчески").

Не пытаясь прямо оспаривать критику Рубинштейна в адрес "Грозы", Чайковский сохранил теплое отношение к своим отдельным музыкальным находкам. Музыка вступления затем была с некоторыми изменениями перенесена в Увертюру c-moll (1866), тема побочной партии в том же году была введена во 2-ю часть Первой симфонии в качестве пейзажного вступления и завершения, отдельные фрагменты попали в оперы "Воевода" и "Опричник". Первое исполнение увертюры состоялось после смерти Чайковского, 24 февр. 1896 г. под управлением А.К.Глазунова (Петербург, 3-й Русский симфонический концерт), тогда же была издана партитура, которую подготовил к печати С.И.Танеев.

П. Е. Вайдман