А. К. Глазунов. Мое знакомство с Чайковским (Комментарии)

3 В автографе зачеркнуты слова: «угнетенной, тяжелой» [атмосферы].

4 Далее в автографе зачеркнуто: «веры в авторитет Балакирева».

5 Вероятно, автор воспоминаний имел в виду Н. А. и А. И. Губерт.

6 Дальше в автографе зачеркнутая фраза: «...если же нет, то нельзя, не следует говорить; как же он верит слухам?»

7 Автор ошибается. Возможно, речь шла о сюжете «Манфреда», так как известно, что 30 октября, то есть через день после этой встречи, Балакирев послал П. И. Чайковскому в письме программу «Манфреда».

8 На вечере Глазунов играл свои произведения — симфонию fis-moll (№ 2) и фортепианную сюиту на тему «Саша» («Sascha»). «Первая часть симфонии Глазунова что-то мало ему [П. И. Чайковскому] понравилась — но зато сильно понравилось скерцо, и он просил его переиграть два раза. Тоже очень понравился финал. Но, кажется, всего более ему понравилось andante Des-dur из Сюиты. Это он тоже заставил повторить два раза. Не знаю, способен ли он приходить в восхищение от чьей-нибудь музыки, кроме моцартовской или рубинштейновской, но, по крайней мере, было как-то похоже на то, что он восхищается Глазуновым. Уверял даже, что ему очень нравится „скерцо" в его квартете и многие части „andante", там же» (см. письмо В. В. Стасова к Д. В. Стасову от 29 октября 1884 г .— Стасов В, В. Письма к родным, т. 2 (1880—1894). М., 1958, с. 172—173).

Об исполнении произведений Ляпунова см коммент. 1 к данным воспоминаниям.

9 Известны воспоминания А. К. Лядова о первом исполнении Шестой симфонии Чайковского, подтверждающие, что не все петербургские слушатели сразу поняли и оценили гениальное сочинение. Лишь после второго исполнения симфония получила всеобщее признание и любовь.

«После исполнения Шестой симфонии в Дворянском собрании 16 октября 1893 года под управлением Чайковского я зашел в артистическую комнату в тот момент, когда один из директоров императорского Русского музыкального общества г. Климченко старался под разными любезностями скрыть, что симфония ему не понравилась. „А вот Анатолию симфония нравится",— обратился ко мне Чайковский, хорошо почувствовавший, что, несмотря на аплодисменты, публика осталась холодна к новому его произведению. Я мог от чистого сердца высказать свое мнение автору, так как на меня Шестая симфония произвела сильное впечатление» (Лядов А. К. П. И. Чайковский — необычный скромник. — Солнце России, 1913, № 44, с. 10).

«Вскоре после похорон [П. И. Чайковского] 6-я симфония была вновь исполнена в концерте под управлением Направника [6 ноября 1893 г.]. Публика на этот раз отнеслась к ней восторженно, и с этой минуты слава симфонии росла и росла, облетая постепенно Россию и Европу. Говорили, что симфонию растолковал своим исполнением петербургской публике Направник, а что Чайковский, не будучи талантливым дирижером, не сумел этого сделать, оттого-то при первом исполнении под управлением автора публика отнеслась к ней довольно сдержанно. Думаю, что это неверно. Симфония прошла у Направника прекрасно, но у автора она шла тоже хорошо. Публика просто не раскусила ее на первый раз и не обратила на нее достаточно внимания, подобно тому как несколько лет перед тем [1888 г.] не обратила внимание и на 5-ю симфонию Чайковского» (Римский- Корсаков И. Летопись моей музыкальной жизни.— Поли. собр. соч., т. 1. М., 1955, с. 193—194).

Сам композитор спустя два дня после исполнения им Шестой симфонии писал: «С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня самого, то я ей горжусь более, чем каким-либо другим моим сочинением» (письмо к П. И. Юргенсону от 18 октября 1893 г. — ЧЮ, т. 2, с. 273).

10 В настоящее время это Государственный Дом-музей П. И. Чайковского.

← в начало | дальше →