Л. П. Штейнберг. Памятные встречи

Известный русский композитор А. К. Лядов как-то заметил, что знакомство с Чайковским было для всех настоящим праздником1.

Мне довелось познакомиться с Петром Ильичом в период высшего расцвета его славы. И это знакомство сыграло огромную роль в моей жизни.

В 1890 году директор Петербургской консерватории Антон Рубинштейн направил учеников теоретического отделения к Чайковскому с просьбой, чтобы он выслушал их школьные сочинения и определил их дальнейший путь2. В числе учеников был и я. С волнением вошли мы в квартиру брата композитора, где жил Чайковский. Однако после первых же ласковых слов Петра Ильича от нашего смущения не осталось и следа. Особенно ласков Чайковский был с теми из нас, кто, по его мнению, должен был продолжать учебу не на творческом, а на теоретическом отделении. Он искал особенно мягких, но убедительных слов, когда должен был произнести свой приговор, определяющий судьбу студентов.

...Вспоминается также концерт в день юбилея Антона Григорьевича Рубинштейна. Исполнялась кантата Чайковского, написанная им специально к юбилею. На маленьких программках концерта было напечатано: «Кантата бывшего ученика А. Г. Рубинштейна — П. И. Чайковского» 3.

Дирижировал сам автор. Я пел в консерваторском хоре. Навсегда запомнился Чайковский за дирижерским пультом. Необычайно мягкий и застенчивый, он дирижировал с веселой, я бы сказал, слегка шаловливой улыбкой. Жесты его были закругленные, в них не было типичной дирижерской целеустремленности и резкости. И все же он отлично управлял оркестром и хором.

В третий раз я встретился с Чайковским также в рабочей, концертной обстановке. В 1892 году впервые исполнялась сюита из балета «Щелкунчик» 4. Незадолго до этого Петр Ильич привез из Парижа новый для русских музыкантов инструмент — челесту.

Клавиатура челесты напоминает фортепианную. Может быть, поэтому меня, как владеющего роялем, направили из консерватории исполнять партию челесты. Под руководством Петра Ильича я быстро освоился с этим несложным инструментом и играл соло в концерте, где исполнялась сюита из балета «Щелкунчик». В память о концерте Чайковский подарил мне свою фотографию с теплой надписью. Я храню ее как самую дорогую для меня реликвию.

Скоро будет пятьдесят лет, как я стою за дирижерским пультом. Первое произведение, которым я дирижировал, принадлежало перу Чайковского. Нет такой оперы, симфонии, сюиты, концерта для оркестра у Чайковского, которых я не исполнял бы по многу раз. Но теперь, когда я открываю любую партитуру великого композитора, я нахожу в ней новые красоты, вновь восхищаюсь высотой полета его гениальной мысли, поражаюсь его страстной взволнованностью, любуюсь его великолепным мастерством.

Комментарии:

Штейнберг Лев Петрович (1870—1945) — дирижер, педагог, композитор, народный артист СССР. Опубликовано: Комсомольская правда, 1940, 6 мая; Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 176—177; изд. 2, с. 263—264; изд. 3, с. 264—265.

1 Приводимое высказывание Лядова подтверждается и в воспоминаниях А. К. Глазунова.

2 Вероятно, это было во время пребывания Чайковского в Петербурге в начале декабря 1890 г., когда происходило чествование его по случаю 25-летия музыкальной деятельности.

3 18 ноября 1889 г. на торжественном юбилейном акте в Дворянском собрании в честь А. Г. Рубинштейна был исполнен хор «Привет А. Г. Рубинштейну» Чайковского и поднесен альбом произведений бывших учеников Петербургской консерватории, в нем — «Экспромт» As-dur Чайковского, посвященный Рубинштейну.

4 Первое исполнение сюиты из балета «Щелкунчик» Чайковского состоялось в Петербурге 7 марта 1892 г., в Девятом симфоническом собрании РМО под управлением автора.

← в начало | дальше →