А. В. Хессин. Встреча с Чайковским

Я ловил каждое его слово и следил за каждым его движением... Петр Ильич говорил со мной не как гениальный композитор, а как старший товарищ, и указывал на недостатки моего сочинения с необычайно изысканной деликатностью, как бы извиняясь в них передо мною.

— Далее,— продолжал Петр Ильич,— всякое сочинение должно начинаться лишь с того момента, когда композитор нашел подходящую тему-мелодию, то есть такой мелодический рисунок, который отображал бы адекватно его определенное душевное состояние или настроение. Однако этого качества мелодии еще недостаточно для сонатной формы — всякая тема пригодна для этой формы.

Характерная черта тематического материала в сонатной форме лежит не только в выборе выразительных тем вообще, а в выборе таких тем, которые нуждаются в симфоническом развитии. Обычно темы в сонатной форме должны быть доведены до предельной сжатости и лаконичности; значение их заключается не в самодовлеющей выразительности, а в той потенции развития, которую они в себе содержат. Не всякая мелодия,— продолжал Чайковский,— таит в себе потенциальную возможность и необходимость в симфонической разработке. Есть выразительные мелодии, которые все, что они имели в себе, уже сказали, не нуждаясь ни в каком развитии, которое могло бы вскрыть в них новые стороны, новые грани.

С этой точки зрения целесообразнее было бы в вашем сочинении,— сказал Петр Ильич,— применить не сонатную форму, центр тяжести которой лежит именно в разработке тем, а использовать одну из больших форм — четвертую или пятую форму рондо3, где вместо разработки вы могли бы сочинить певучую тему в форме периода или коленного склада. Взятые же вами в экспозиции темы слишком громоздки (шестнадцать тактов) и к развитию мало пригодны. Кроме этого недостатка, бросается в глаза некоторое однообразие в характере самих тем, то есть недостаточно использован принцип контраста в выборе тем главной и побочной партий.Что касается неудач модуляционного плана, то причина этих неудач лежит в отсутствии теоретических знаний гармонии. В ближайшее время вы сами сумеете исправить эти недостатки, а если хотите, я внесу нужные исправления: дайте мне вашу сонату в Клин.

Я не находил слов благодарности за высокую честь, но не смел принять этого предложения, не желая отнимать столько времени у Петра Ильича своей музыкальной болтовней.

Далее, продолжая критику модуляционного плана в моей сонате, он указал на то, что во всей классической литературе трудно найти минорную сонату с побочной партией в минорной доминанте. В экспозиции желательно и необходимо придерживаться в тональном отношении тяготения вверх: из минора в параллельный мажор или в мажор по квинтовому кругу вверх — такое стремление вверх вносит в изложение большой прилив энергии, жизнерадостности и подъема.

Говоря о побочных партиях, Петр Ильич неожиданно спросил меня:

— Скажите, можете ли вы для примера вспомнить побочную партию в сонате Бетховена G-dur,— сказал он, сыграв одной рукой главную партию Шестнадцатой сонаты Бетховена.— Володя мне говорил, что вы хорошо знаете сонаты Бетховена.

— Конечно, помню! — радостно воскликнул я.— В ней побочная партия в медианте! И до чего же свежа и чудесна эта модуляция в H-dur.

И я тут же сыграл ее наизусть.

← в начало | дальше →