С. К. Левин. Концерты Чайковского в Одессе (Комментарии)

Левин С. К. — скрипач, педагог. Один из старейших оркестрантов Одессы, лично знавший П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Э. Ф. Направника, В. И. Сафонова и других выдающихся деятелей музыкального мира, свыше полувека работавший оркестрантом и педагогом. Играл в оркестре под управлением П. И. Чайковского.

Опубликовано: газ. Большевистское знамя (Одесса), 1940, 22 марта. Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 201—202; изд. 2, с. 360—361; изд. 3, с. 361—362.

1 П. И. Чайковский приезжал в Одессу последний раз в 1893 г. (12—25 января).

2 14 января происходила репетиция симфонического концерта из сочинений и под управлением Чайковского по следующей программе: фантазия «Буря», Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (исполнял В. Алоиз), Andante cantabile из Первого квартета (в переложении для струнного оркестра автора) и сюита из балета «Щелкунчик». Четвертая симфония в программу этого концерта и последующих концертов под управлением Чайковского не входила, в этом автор воспоминаний ошибся. «Пиковой дамой» дирижировал Н. Б. Эммануэль. Чайковский присутствовал на репетициях оперы 13, 14, 15, 17 и 18 января.

3 22 января 1893 г. в благотворительном концерте Славянского общества Чайковский дирижировал своими произведениями: Элегией памяти Самарина, Andante cantabile из Первого квартета и Вальсом из Серенады для струнного оркестра. Одесская пресса отмечала: «Благодаря любезности композитора и небогатые люди будут иметь возможность услышать его произведения под его личным управлением» (Одесские новости, 1893, 21 янв.).

4 Чайковский уехал из Одессы 25 января. 24 января он дирижировал последним концертом в пользу оркестра городского театра. Программа концерта была составлена из произведений композитора: «Буря», Andante cantabile из Первого квартета (в инструментовке автора), сюита «Щелкунчик». Певец Антоновский исполнил романсы Чайковского «Ни слова, о друг мой», «Серенаду Дон-Жуана» и романс «Noel» Адана.

5 Интересные подробности о пребывании Чайковского в Одессе, дополняющие воспоминания С. Левина, сообщает в своих мемуарах А. Кауфман: «В первый раз я увидел П. И. Чайковского в одесском городском театре в 1893 году [у автора ошибочно указан 1892 г.]. Он был приглашен в Одессу дирижировать двумя симфоническими концертами и руководить постановкою его оперы [„Пиковая дама"]. Когда публике стало известно, что в одной из лож сидит Чайковский, театр огласился шумными, долго не смолкающими аплодисментами. Прятавшийся за спинами своих соседей композитор вынужден был высунуться из ложи и раскланяться. Антрепренер театра И. Н. Греков тщетно просил Петра Ильича показаться публике со сцены.

В один из первых дней пребывания Чайковского в Одессе я сделал ему визит в гостинице, где он остановился, чтобы поблагодарить его за его отклик на мое письменное обращение к нему. Составляя литературный сборник в пользу голодавших в 1891 г. (изданный В. В. Навроцким и давший свыше 2000 рублей), я просил Петра Ильича прислать мне свой автограф для воспроизведения в приложении к сборнику. [В сборнике помещен отрывок из ариозо Кумы Настасьи („Глянуть с Нижнего") из оперы Чайковского „Чародейка".] В ответном письме Чайковский, с отличавшею его всегда скромностью, заявлял, что его несколько стесняет выступление со своим автографом среди выдающихся русских писателей и деятелей, которые, без сомнения, откликнутся на мое обращение к ним, но, сочувствуя благой цели сборника, шлет свой автограф в виде строчки нот с небольшим текстом, которые и были воспроизведены мною.

В номере у Чайковского я застал несколько «вундеркиндов» — скрипачей и пианистов, игру которых Петр Ильич терпеливо слушал. Находившиеся налицо родители подростков-музыкантов, не удовлетворялись устными одобрительными отзывами композитора, но требовали письменных аттестаций. Скрепя сердце Чайковский садился за письменный стол, хотя недолюбливал маленьких виртуозов.

— Из вундеркиндов,— заявил Петр Ильич,— часто ничего не выходит. Избалованные похвальными отзывами и овациями во время выступлений на эстраде, они перестают работать и сходят скоро со сцены ...

По инициативе Л. А. Куперника и пишущего настоящие строки [22 января] был устроен в Одессе банкет в честь гостившего там Чайковского. Банкет прошел с большим оживлением; в нем участвовали артисты оперной труппы, деятели музыкального общества, любители музыки и почитатели Чайковского. Куперник в блестящей речи оценил по достоинству музыкальные творения незабвенного композитора; автор этих строк, указав, какой интерес к опере возбудил Петр Ильич среди одесситов за короткое время, пожелал, чтобы в каждом обывательском доме, наряду с курицей к обеду, о которой мечтал Генрих IV, обязательно находился какой-нибудь музыкальный инструмент.

Чайковский похвалы Куперника признал преувеличенными, а с моими пожеланиями согласился. Какою популярностью пользовался тогда в Одессе Чайковский, можно убедиться, заглянув в старые одесские газеты, столбцы которых пестрели именем композитора. Интервьюеры взапуски бегали за Чайковским и осаждали его вопросами, на которые он, для вящей точности, давал письменные ответы... Впрочем, он не сразу сдавался интервьюерам и пытался уклоняться от бесед, добродушно замечая, что его мнения ни для кого не интересны.

Но отказывать, причинять кому-либо неприятности, язвить Чайковский не умел.

Помню, на одной репетиции оперы Петра Ильича капельмейстер Эммануэль заметил:

— А знаете, Петр Ильич, в „Мазепе" попадаются нюансы из „Евгения Онегина", „Опричника" и других опер.

— А знаете, маэстро,— ответил ему в тон Чайковский,— и „Мазепа" моя опера, как и „Евгений Онегин" и „Опричник"...

Эммануэль понял неуместность своего замечания.

Перед отъездом из Одессы Чайковский обещал антрепренеру Грекову приехать для постановки своей оперы „Иоланта". Впоследствии он подтвердил свое обещание письменно, но через два [дня] после получения письма — [25] октября 1893 года — П. И. Чайковского не стало» (Кауфман Л. Встречи с Чайковским (из личных воспоминаний).— Солнце России, 1913, № 44, с. 15—17).

Письмо Грекову было последним письмом Чайковского, датировано оно 21 октября 1893 г.

← в начало | дальше →