Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)

II
1866

5-го января 1866 года Петр Ильич покинул Петербург.

Предоставляя ему самому в письмах говорить о первых впечатлениях Москвы, с добавлением только необходимых примечаний, я не считаю нужным щадить читателя некоторыми подробностями и повторениями, от которых избавлю его в других случаях, потому что именно в этих мелочах больше всего сказывается основной тон настроения Петра Ильича в этот трудный период жизни, глубина его нежности к родным, тоска по братьям, интерес ко всем самым мелким явлениям жизни петербуржцев и первоначальная враждебность, потом равнодушие и, наконец, привычка к Москве, городу, который с годами делается самым любимым на свете.

№ 82. К А. и М. Чайковским.

3 часа пополудни 6-го января.

I

Милые мои братья, путешествие мое совершилось хотя грустно, но благополучно. Я все думал о вас, и меня все мучила мысль, что я в последнее время надоел вам хандрой, которою я страдал очень сильно. Но не сомневайтесь никогда в моей любви, хотя бы она внешним образом и совсем не выражалась.

Остановился в гостинице Кокорева; был у Рубинштейна и уже успел познакомиться с двумя директорами Муз. общ., по-видимому, порядочными. Рубинштейн так настоятельно просил меня переехать к нему, что я должен был обещать и завтра же переезжаю. Итак, адресуйте на Моховую, д. Воейковой, квартира Н. Рубинштейна. (В этой же квартире, за которую Р. М. О. платило половину, помещались Музыкальные классы.)

Горло мое болит до сих пор. Между разными бумагами у меня остался на шкапе тот перевод, что я делал летом (Перевод «Руководства к инструментовке» Геварта.). Отвезите его вместе с партитурами в консерваторию для передачи А. Рубинштейну, которому я обещал его доставить еще перед отъездом. Целую вас крепко. Не разлюбите меня! Поклоны посылаю всем. Пишите! Скоро опять буду писать. Я сейчас написал папаше (Илья Петрович в это время гостил у дочери, 3. И. Ольховской, на Урале.). Напишите и вы.

№ 83. К ним же.

Москва, 10-го января.

Милые братцы, живу я у Рубинштейна. Он человек очень добрый и симпатичный; с некоторой неприступностью своего брата ничего общего не имеет, зато, с другой стороны, он не может стать с ним наряду как артист. Я занимаю небольшую комнатку рядом с его спальней и, по правде сказать, по вечерам, когда мы ложимся спать вместе (что, впрочем, будет случаться, кажется, редко), я несколько стесняюсь: скрипом пера боюсь мешать ему спать (нас разделяет маленькая перегородка), а между тем ужасно занят (Инструментовкой С-мольной увертюры, сочиненной летом 1860 г.). Почти безвыходно сижу дома, и Рубинштейн, ведущий жизнь рассеянную, не может надивиться моему прилежанию. Был по разу в обоих театрах; опера идет прескверно, зато не запомню, чтобы я когда-нибудь испытал такое артистическое наслаждение, как в драматическом спектакле. Пришлось попасть на пьесу, обставленную самыми лучшими артистами. Это была «Паутина», производящая здесь большой фурор («Паутина», комедия Манна. Роль Рогачева исполнял Самарин, Веры — Федотова, Лемтюгина — Пров Садовский, Лемтюгиной — Е. Васильева, Тарбаева — Шумский.). Еще ни с кем почти не познакомился, но довольно коротко уже сошелся с неким приятелем Лароша, Кашкиным, очень хорошим музыкантом. Рубинштейн раз вечером почти насильно потянул меня к каким-то Тарнов-ским, впрочем, очень милым людям. Вчера был здесь общедоступный концерт, в материальном отношении не удавшийся, но довольно интересный. Оркестр хороший, а хор великолепный (Программа этого концерта: 1) увертюра к оп. «Северная звезда» Мейербера, 2) хор a capella XV столетия «Alia Trinita», 3) хор из оратории «Торжество звуков» (Алексацдр-Фест) Генделя, 4) «Козачок» Даргомыжского, 5) Полонез Вебера с оркестром, исполненный Н. Рубинштейном, 6) Цыганский хор из 1-го акта «Детей степей» А. Рубинштейна, 7) Венгерский марш из «Фауста» Берлиоза.). Бывают очень грустные минуты, но вообще чувствую непреодолимую жажду к работе, и она составляет огромное утешение. Уже оркестровал большую часть моей летней увертюры, и, к ужасу моему, она выходит непомерно длинна, чего я никак не ожидал. Сперва я обещал Н. Рубинштейну отдать ее для исполнения сюда, а потом перешлю в Петербург. Вчера, ложась спать, много думал о вас: воображал все ужасы первой ночи после праздников. Мне все казалось, что Модька, уткнув нос в одеяло, проливает тайные слезы, и очень хотелось его, бедного, утешить. Не ради пышной фразы, говорю тебе, Модя, зубри, зубри, зубри и веди дружбу с порядочными товарищами, а не с юродивым X. Я очень боюсь, чтобы ты не остался в классе и вообще не попал в число неодобряемых начальством лиц. За Толю я не боюсь, а потому не даю ему советов, я знаю, что он зубрила. Милый мой Толька, преобори свою лень писать письма и напиши мне. На тебя, Модя, я надеюсь. Целую вас.

← в начало | дальше →