Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)

№ 280. К С. Танееву.

Москва, 5 декабря 1876 г.

Милый Сережа, сейчас получил ваше письмо. Счастья и несчастья, как известно, приходят разом, и я нисколько не удивляюсь, что увертюра моя провалилась, как проваливаются теперь все мои вещи, где бы их ни играли. Но вот мысль, которая по поводу вашего письма мне пришла в голову. В прошлом году Сен-Санс советовал мне дать в Париже концерт, составленный из моих сочинений. Он мне говорил, что это можно устроить в Шатле с оркестром Колонна, и что это не особенно дорого стоит. Теперь я ухватился за эту мысль и хочу попытаться привести ее в исполнение. Потрудитесь, милый, сходить к Сен-Сансу и поговорить с ним об этом подробно: 1) продолжает ли он мне советовать это? 2) сколько, приблизительно, может стоить это удовольствие? 3) когда лучше сделать? — Я готов даже сам дирижировать. Вам это. покажется странным, но я способен решиться на это, именно потому, что это Париж, а не Москва, где меня слишком хорошо знают, и где слишком укоренилось мнение, что я не дирижер. Впрочем, я или Колонн будем дирижировать — это вопрос второстепенный, главное, чтобы я там был и указал, что и как играть. Все ноты я бы, разумеется, привез с собою. Я бы составил такую программу: 1) Увертюра «Ромео». 2) Анданте из квартета № 1, исполненный струнным оркестром. 3) Несколько романсов, которые может исполнить Енгалычева, Панаева (отличная певица, ученица Виардо) или даже сама Виардо, уже певшая публично мои романсы. 4) Концерт для фп., исполненный Танеевым. 5) «Буря», б) Несколько мелких фп. пьес (Танеев). 7) Финал 2-й симфонии и 8) Танцы из «Опричника» (они пошлы, но эффектны).

Очень может был», что я увлекаюсь этой мыслью теперь под впечатлением вашего известия, ибо, если оно меня не удивило, то очень огорчило. Но вы все-таки примите к сердцу мою просьбу и поговорите с Сен-Сансом обстоятельно. Если он скажет «да», и если я буду иметь возможность достать деньги, то тотчас же войду в сношения с Колонном.

Уклоняясь на короткое время от хронологического порядка, я приведу здесь ответ С. И. Танеева и дальнейшие письма Петра Ильича, касающиеся увлекшего его плана показать свои творения Парижу.

С. Танеев П. И. Чайковскому.

16 декабря 1876 г. Париж.

<...> Сегодня перед обедом видел я Сен-Санса. Вот результат моих с ним разговоров. Он вам теперь, более чем когда-либо, советует дать концерт. Причина — исполнение «Ромео». Он говорит, что музыканты, которых он видел после концерта, отзывались о вашей увертюре с большой похвалой; что прием, сделанный публикой, нельзя назвать неудачным (я вам не писал, что после увертюры раздавалось несколько свистков, которые оба раза были покрыты рукоплесканиями); было бы хуже, если бы публика не обратила на нее внимания. «Се1а Га pose, cette ouverture», — говорит он. Зал Шатле нанять нельзя; надо дать концерт в зале Герца, с оркестром Колонна. Стоить это будет: зал, оркестр, объявления, словом, все при двух репетициях — 1500 фр. Но двух репетиций мало, надо, по крайней мере, три. Тогда максимум расходов — 2000 франков. Музыкантам платят по 5 фр. за репетицию и по 10 фр. за концерт. Время, в которое это лучше всего устроить, январь, февраль и март.

№ 284. К С. Танееву.

25 декабря 1876 г. Москва.

<...> Сейчас я написал Колонну, может ж он мне удружить своим оркестром. Если он только согласится и ответит мне (я адресовал прямо в Шатле) утвердительно, то нет сомнения, что концерт состоится. Тысяча рублей — не Бог весть какая сумма, и я ее, наверно, достану. Я изумлен дешевизной оркестра и зала и весьма доволен, что Сен-Санс поощряет меня дать концерт. Когда я получу благоприятный ответ от Колонна, то немедленно приму меры для осуществления моего замысла и, прежде всего, попрошу корреспондента Юргенсона, Дюфура, взять на себя хлопоты по устройству концерта или же указать мне человека, могущего, за известную плату, мне оказать эту услугу. Засим начну я хлопотать о певице и попрошу вас деликатным образом узнать, не споет ли Виардо два-три моих романса, а также сходить к Енгалычевой и попросить ее участвовать в моем концерте. Я уверен, что Колонн лучше меня продирижирует, но все же я хотел бы быть не совсем закулисным лицом в своем концерте и желал бы продирижировать что-нибудь одно, полегче, например, «Журавля». Впрочем, это разъяснится потом. Что касается вас, то я попросил бы на всякий случай заняться моими фп. вариациями и по вашему усмотрению еще одной какой-нибудь вещицей — ведь это вам ничего не стоит!

← в начало | дальше →