Доницетти. Опера «Дон Паскуале»

Комическая опера в 3 действиях. Либретто по опере С. Павези «Сэр Марк-Антонио» написано С. Каммарано.
Первое представление состоялось 4 января 1843 года в Париже.

Действующие лица:
Дон Паскуале, старый холостяк, бас
Доктор Малатеста, его друг, баритон
Эрнесто, его племянник, тенор
Норина, вдова, сопрано
Нотариус, баритон

Первое действие. Первая картина. Старый богатый холостяк Дон Паскуале хочет женить своего племянника, молодого Эрнесто, на богатой девушке. Однако Эрнесто не согласен с выбором дяди — он любит молодую красивую вдовушку Норину, которая отвечает ему взаимностью. Старик угрожает племяннику лишением наследства. Он выгонит Эрнесто из дому, если тот не подчинится его воле. Дон Паскуале хочет поскорей избавиться от юноши, так как сам на склоне лет задумал жениться.

Вторая картина. Друг Паскуале — доктор Малатеста пытается отговорить старика от женитьбы. Видя, что увещания ни к чему не приводят, Малатеста решает действовать иным путем. Чтобы предостеречь друга от опрометчивого поступка, он замышляет инсценировать женитьбу старика на сварливой женщине. Малатеста предлагает Паскуале в жены якобы свою сестру, по его словам, скромную и простую девушку, воспитанную в стенах монастыря. Это Норина, возлюбленная Эрнесто. Норина быстро соглашается участвовать в заговоре против Дона Паскуале — старика надо хорошенько проучить.

Второе действие. Дон Паскуале очарован невестой — ее скромностью, милой грацией. Он решает сыграть свадьбу как можно скорее. Нотариус, которого изображает один из друзей Малатесты, поспешно проводит церемонию мнимого брака. Свидетелем бракосочетания является не кто иной, как предупрежденный обо всем Эрнесто.

Скромная Норина, став «женой» Паскуале, сразу меняет свой характер. Она становится злой, сварливой, капризной, всячески третирует мнимого мужа, тратит бесконтрольно его деньги, словом, всеми своими поступками доводит старика чуть ли не до безумия.

Третье действие. Первая картина. Норина собирается на бал. Дон Паскуале, желая проявить власть, запрещает жене выходить из дому. Но Норина награждает его в ответ пощечинами и уходит. Из оброненной ею записки Паскуале узнает о том, что жена назначила в саду любовное свидание. Горько жалуется старик пришедшему доктору Малатесте на свою печальную судьбу и просит помочь захватить распутников врасплох.

Вторая картина. В саду дома Дон Паскуале. Старик думал застигнуть Норину и ее возлюбленного на месте преступления, но Эрнесто уже исчез, а Норина заявляет, что в саду кроме нее никого не было. Снова готов разразиться скандал, но вмешивается Малатеста и предлагает старику развестись со сварливой и неверной женой. Проученный Нориной, Паскуале готов навсегда отказаться от мысли о женитьбе и с радостью соглашается снова стать холостяком. Тогда Малатеста открывает другу тайну его мнимого брака. Счастливый Дон Паскуале благословляет Эрнесто к Норину.