Антон Григорьевич Рубинштейн

Родился в селе Выхватинце Подольской губернии 16 ноября 1829 года. Его первыми учителями музыки были мать, а затем известный в Москве педагог А. Виллуан. Рубинштейну еще не исполнилось десяти лет, когда он дал в Москве свой первый публичный концерт. С этого времени началась концертная деятельность выдающегося русского музыканта. Выступления в качестве пианиста и дирижера содействовали быстрому росту популярности Рубинштейна. Его игру современники ставили в один ряд с мастерством Листа, причем многие критики отдавали первенство Рубинштейну.

Учителем Рубинштейна по теории музыки был Зигфрид Ден, у которого в свое время брал уроки музыки Глинка. Первым публично исполненным симфоническим произведением Рубинштейна была увертюра к опере «Дмитрий Донской» (1850), а через два года на сцене Петербургского театра была поставлена вся опера «Дмитрий Донской, или Куликовская битва». За этим произведением следуют фортепианные пьесы, камерные сочинения, две симфонии. К этому периоду относятся известные «Персидские песни» Рубинштейна, написанные на стихи азербайджанского поэта Мирзы Шафи.

Рубинштейн на собственном опыте убедился, как велико стремление передовой русской интеллигенции к овладению музыкальной культурой и каким препятствием на этом пути является отсутствие учебного заведения, готовящего музыкантов-профессионалов. Он энергично взялся за организацию в России профессионального музыкального образования. Объединив вокруг себя группу петербургских музыкантов, Рубинштейн создал Русское музыкальное общество. В 1862 году А. Г. Рубинштейну удалось добиться основания Петербургской консерватории.

Рубинштейн дирижировал всеми симфоническими концертами Русского музыкального общества в течение первых восьми лет его существования. С открытием консерватории он стал ее директором и вел ряд классов: фортепианный, оркестровый, инструментовки н др. С необыкновенной чуткостью композитор направлял развитие музыкального дарования своих учеников.

Занятый многообразной музыкально-общественной деятельностью, Рубинштейн находил время и для творчества. Лучшие из его произведений этих лет — опера «Фераморс», написанная по поэме Т. Мура «Лалла-Рук» (1863 — Дрезден, на русской сцене поставлена в 1884 году в Петербурге), и концерт для фортепиано с оркестром № 4 ре-минор.

В 1867 году Рубинштейн временно оставляет консерваторию, которая отвлекала его от концертной деятельности. Он с огромным успехом выступает в России и почти во всех странах Западной Европы и Америки, повсюду утверждая славу русского исполнительского мастерства.

В 1874 году композитор сочиняет свою лучшую оперу «Демон» по одноименной поэме Лермонтова. Мелодичность оперы, выразительные характеристики действующих лиц, красочный восточный колорит бытовых сцен, хоров, танцев, обеспечили этому произведению успех при первой же постановке в Мариинском театре в Петербурге 13 января 1875 года.

Из других опер следует отметить написанные в стиле «большой», оперы — «Маккавеи» (1875 — Берлин, на русской сцене 1877 — Петербург) и «Нерон» (1879 — Гамбург, на русской сцене 1902 — Петербург) и как интересный образец русской бытовой оперы — «Купец Калашников», на сюжет знаменитого произведения Лермонтова (1880 — Петербург).

В 1887—1891 годах Рубинштейн возвращается к педагогической работе в Петербургской консерватории, вновь став ее директором.

В 1889 году Рубинштейн отмечал пятидесятилетие своей музыкальной деятельности. По этому поводу Мариинский театр в Петербурге поставил последнюю оперу композитора — «Горюша», написанную по сюжету повести Д. Аверкиева.

Творческое наследие А. Г. Рубинштейна велико и разнообразно. 15 опер, балет, 6 симфоний, 8 инструментальных концертов, 11 инструментальных сонат — вот далеко не полный перечень его основных сочинений. Лучшие из них по праву занимают почетное место в истории русской музыки.

Антон Григорьевич Рубинштейн умер 9 ноября 1894 года в Петергофе.