Даргомыжский. Опера «Русалка»

Опера в 4 действиях. Либретто по А. С. Пушкину написано самим композитором.
Первое представление состоялось 4 мая 1856 года в Петербурге на сцене Театра-цирка.

Действующие лица:
Князь, тенор
Княгиня, меццо-сопрано
Мельник, бас
Наташа, его дочь, сопрано
Ольга, подруга Княгини, сопрано
Сват, баритон
Ловчий, баритон
Русалочка, 12 лет, разговорная роль
Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки, русалки

Первое действие. Берег Днепра, мельница. Старый Мельник наставляет дочь, как ей жить, как вести себя с милым другом, чтобы вернее удержать его около себя. Но Наташа не слушает отца,— в грустном раздумье ожидает она Князя, своего возлюбленного. С мягким укором обращается девушка к приехавшему Князю — давно уж не был он на мельнице. Князь оправдывается заботами, делами. Девушка чувствует, что он не любит ее так, как прежде, и смутно подозревает недоброе. Чтобы успокоить Наташу, Князь дарит ей ожерелье. Наташа оживляется, Князь уныл и мрачен. Он долго не решается сообщить девушке ужасную для нее весть, наконец, осторожно намекает, что им предстоит расстаться. Наташа догадывается: «ты женишься?». «Что ж делать? — отвечает Князь.— Судьбе должны мы покоряться. Суди сама, ведь мы не вольны жен себе по сердцу брать». Волнуясь, Наташа сообщает возлюбленному, что скоро будет матерью. Князь просит Наташу беречь себя, быть спокойной и поспешно удаляется.

Девушка словно в оцепенении: она не хочет верить своему горю. Напрасно Мельник старается утешить дочь. Не в силах побороть свое отчаяние, она бросается в Днепр.

Второе действие. Богатые хоромы. Князь справляет свадьбу. Гости величают и поздравляют молодых. В разгар пиршества в толпе слышится голос Наташи—она поет грустную песню о красной девице, которая утопилась, милого друга проклиная. Все встревожены, веселье нарушено. Князь узнал голос Наташи и подавлен угрызениями совести. Княгиня омрачена дурным предзнаменованием. Когда гости снова поднимают заздравные кубки, внезапно раздается женский крик. Княгиню охватывает страх. Князь и гости в беспокойстве.

Третье действие. Первая картина. Терем. Княгиня, задумавшись, ожидает возвращения Князя с охоты. Она грустит о недавних беззаботных днях. Неужели любовь исчезла и впереди лишь тоска и страданья? Подруга Княгини, Ольга, пытается развлечь ее веселой песенкой, но Княгиня по-прежнему грустна. От пришедшего Ловчего она узнает, что Князь один остался на берегу Днепра. Встревоженная Княгиня посылает Ловчего и охотников обратно к Князю.

Вторая картина. Берег Днепра. Та же мельница; теперь она почти развалилась. С глубокой горестью вспоминает Князь о былом, о навсегда ушедшем счастье. Показывается Мельник, оборванный, полунагой. Несчастный старик помешался. Ему кажется, что он не мельник, а ворон. Муки раскаяния пробуждаются в душе Князя. Желая помочь Мельнику, он зовет его к себе в терем Но безумный старик с криком — «Отдай мне дочь!» — бросается на него.. Прибежавшие охотники с трудом освобождают Князя из рук Мельника.

Четвертое действие. Первая картина. Подводный терем русалок. Прошло двенадцать лет с того дня, как Наташа бросилась в реку и в глубине Днепра очнулась русалкой. В ее душе все та же любовь к Князю, но вместе с ней и горячая жажда мести. Наташа наказывает дочери-Русалочке выйти на берег, подстеречь Князя и заманить его в терем, на дно речное.

Вторая картина. Берег Днепра. Князь снова здесь, он предается воспоминаниям о прошлом. Появившаяся Русалочка рассказывает Князю, что ее мать попрежнему любит его и ожидает в своем тереме. Князь хочет идти вслед за Русалочкой, но подоспевшие Княгиня и Ольга удерживают его. Раздается голос Русалки — она призывает Князя к себе. Тщетно Княгиня и Ольга умоляют Князя вернуться домой, он не в силах противиться зову Русалки. Неожиданно вбегает безумный Мельник. Он отталкивает Княгиню и Ольгу: сегодня Князь должен венчаться с его дочерью.

Русалочка увлекает Князя с собой, на дно Днепра.