Джузеппе Верди

Родился 10 октября 1813 года в маленькой итальянской деревушке Ронколе, близ Пармы (Северная Италия), в семье содержателя харчевни. Музыку Верди полюбил с самого раннего детства. Он с увлечением слушал пение странствующих артистов, часами просиживал в церкви во время игры органиста, у которого получил свои первые уроки теории музыки. В 15 лет Верди начинает дирижировать небольшим оркестром. Заметив выдающееся музыкальное дарование молодого Верди, друзья его отца собирают деньги на поездку юноши в Милан, славившийся своей консерваторией. Но Верди было отказано в приеме в консерваторию из-за отсутствия музыкальных способностей. Юношей, однако, заинтересовался миланский композитор и дирижер В. Лавинья, который стал бесплатно заниматься с Верди.

Вскоре молодой композитор уже работал над своей первой оперой «Оберто, граф Бонифачио» (1837). Но только через несколько лет удалось ему добиться постановки этой оперы на сцене (1839 — Милан). Первое сценическое произведение композитора имело большой успех, Верди становится известным в музыкальных кругах города. Директор миланского театра «Ла Скала» заказывает ему оперы для своего театра. Так появилась комическая опера «Мнимый Станислав» («День царствования» — 1840) и опера «Навуходоносор» (1842).

Начало творческой деятельности великого итальянского композитора совпало с началом борьбы итальянского народа за национальную независимость. Уже в своих первых операх Верди сумел выразить чувства, волновавшие его соотечественников. Такова была опера «Навуходоносор». Зрители воспринимали ее как призыв к освобождению от австрийского гнета. Призывом к свержению чужеземной тирании звучала для итальянцев и опера «Ломбардцы в первом крестовом походе» (1843 — Милан; вторая редакция оперы «Иерусалим» — 1847 — Париж).

Первый период творчества Верди — сороковые годы — ознаменовался созданием произведений, основной темой которых являлась героическая борьба со всяким насилием и угнетением. Сюжеты для этих, опер композитор находит в мировой классической драматургии: в произведениях Гюго — «Эрнани» (1844 — Венеция), Байрона — «Двое Фоскари» (1844 — Рим), «Корсар» (1848 — Триест), Шиллера — «Орлеанская дева» (1845 — Милан), «Разбойники» (1847 — Лондон), Вольтера — «Альзира» (1845 — Неаполь), Шекспира — «Макбет» (1847 — Флоренция; вторая редакция оперы — 1865 — Париж). Постановка «Макбета» и «Эрнани» сопровождались бурными политическими демонстрациями.

В эти же годы написана опера «Аттила» по трагедии Вернера (1846 — Венеция). Она была восторженно встречена революционно настроенной молодежью.

Революция 1848 года застает Верди в Париже. Итальянский народ бурно откликнулся на революционные события во Франции. Происходят восстания в ряде городов Италии. Верди возвращается на родину. «Теперь, как никогда, Италия нуждается в Вашей музыке», — писал композитору знаменитый итальянский революционер Мадзини. Откликом на происходившие события явилась героическая опера Верди «Битва при Леньяно» (1849 — Рим; вторая редакция оперы — «Осада Гарлема» — 1861 — Милан), воскресившая страницы истории борьбы ломбардцев за свое объединение.

В пятидесятые годы — второй период творчества Верди — композитора привлекали новые темы, новые сюжеты, героями которых были простые люди с их обычными, понятными для всех чувствами. Он рисует угнетенных, страдающих, забитых людей. Эти мотивы звучат уже в опере «Луиза Миллер», написанной Верди по драме Шиллера «Коварство и любовь» (1849 — Неаполь). За этой оперой последовало новое произведение — «Стиффелио» (1850 — Триест; вторая редакция оперы — «Арольдо» — 1857 — Рим).

С еще большей силой изображены правдивые картины социального неравенства в таких бессмертных операх, как «Риголетто» (1851 — Венеция), «Трубадур» (1853 — Рим), «Травиата» (1853 — Венеция). В этих произведениях ярко проявились обаятельный мелодический дар Верди, сильный драматический талант композитора, народный характер его музыки, глубоко реалистичной. Эти оперы обессмертили драматические произведения, на основе которых они были написаны. Услышав «Травиату», Александр Дюма-сын сказал: «По прошествии 50 лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее». Неистощимое мелодическое богатство, насыщенность народнопесенными интонациями сделали эти оперы любимыми произведениями широких масс слушателей не только на родине композитора, но и во всем мире.

Следующие оперы Верди были связаны с жанром так называемой «большой» оперы. Таковы написанная для Парижской Большой оперы «Сицилийская вечерня» (1855), «Симон Бокканегра» (1857 — Венеция), «Бал-маскарад» (1859 — Рим), созданная по заказу дирекции Петербургского оперного театра «Сила судьбы» (1862), «Дон Карлос» (1867 — Париж).

Самая известная из этих опер — «Бал-маскарад» — в течение двух лет не могла увидеть сцены из-за цензурного запрета, вызванного покушением итальянского революционера Орсини на французского императора Наполеона III. Сюжетная линия оперы — заговор и убийство шведского короля — перекликалась с происходившими в жизни политическими событиями. Поэтому композитору пришлось перенести место действия из Швеции в Америку, а вместо короля вывести на сцену образ губернатора Бостона.

Опера «Дон Карлос» предшествует началу нового, третьего периода творчества Верди, когда им были созданы такие бессмертные шедевры, как «Аида», «Отелло» и «Фальстаф».

В этих произведениях Верди стремится к полному слиянию драматического содержания с музыкой, к непрерывности музыкально-драматического развития, использует лейтмотивы, большую роль приобретает оркестр, помогающий раскрытию образов. По случаю торжеств, связанных с открытием Суэцкого канала, египетский хедив обратился к Верди с просьбой написать оперу на сюжет из истории Египта. Композитор сначала отказался, но затем, увлеченный сценарием, составленным известным египтологом Мариэттом, принял предложение хедива и написал оперу «Аида». Исключительно ярко, во всем блеске проявилось в этом произведении мелодическое дарование Верди.

Опера «Отелло» (1887 — Милан) справедливо считается высшим достижением композитора — подлинно реалистической музыкальной драмой. «Гениальный старец Верди, — писал П. И. Чайковский, — в «Аиде» и «Отелло» открывает для итальянских музыкантов новые пути, нимало не сбиваясь в сторону германизма (ибо совершенно напрасно многие полагают, что Верди идет по стопам Вагнера)».

Мало кто думал, что престарелый композитор после создания оперы «Отелло» может подарить миру еще одно произведение. Однако через шесть лет после премьеры «Отелло» на сцене Миланского театра «Ла Скала» появилась последняя опера Верди — «Фальстаф» (1893). На склоне своих лет композитор создал искрящуюся юмором и весельем, жизнерадостную оперу, которую можно поставить рядом с гениальным произведением Шекспира.

Умер Джузеппе Верди 27 января 1901 года в Милане. Его оперы обошли все мировые сцены. Лучшие из творений великого итальянского композитора не сходят с репертуара отечественных театров. Такие произведения, как «Риголетто», «Травиата», «Аида» идут почти во всех крупных городах России. Часто исполняются и другие оперы Верди — «Бал-маскарад», «Трубадур», «Дон Карлос», «Луиза Миллер», «Отелло», «Фальстаф».