«1812 год», торжественная увертюра

Обложка прижизненного издания Торжественной увертюры '1812 год', Op. 49 - кликните по картинке! В конце мая 1880 году Чайковскому его издатель П.И.Юргенсон сообщает, что Н.Г.Рубинштейн назначен главой музыкального отдела Всероссийской выставки 1881 года. Издатель также сообщил и о пожелании Рубинштейна, чтобы Чайковский сочинил торжественную увертюру к открытию выставки или же по случаю 25-летия коронации Александра II. Заказ Рубинштейна предполагал и 3-й вариант - кантату на открытие Храма Христа Спасителя в Москве. В одном из ответных писем Юргенсону Чайковский откровенно пишет: "Ни в юбилее высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддать мне вдохновение." Но, получив письмо лично от Рубинштейна, Чайковский все же дал ему обещание написать торжественную увертюру. "...Я вовсе не расположен к работе. Тем не менее слово исполню", - писал он брату Анатолию.

В период сочинения увертюры (начало октября) Чайковский признавался в письме к Н.Ф.фон Мекк: "Увертюра будет очень громка, шумна, я писал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет".. Завершена увертюра 7 ноября 1880. На титульном листе партитуры Чайковский написал: "1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский". В конце рукописи: "Каменка. 7-го ноября 1880 г." Примечательно, что увертюра написана в Каменке, где Чайковский имел возможность вплотную соприкоснуться с историей войны 1812 года, историей жизни её героев, чья жизнь была связана с этим имением. Именно в Каменке были живы воспоминания о её прежних обитателях- героях войны 1812 года: генерале Раевском, князе Волконском, Давыдовых (Василии Львовиче и Денисе Васильевиче). И, как не раз было в жизни Чайковского, написанное по заказу сочинение, которое, казалось, сочинялось с трудом, в конечном итоге выходило произведением, наполненным глубоким чувством, выполненным с мастерством и ставшим в дальнейшем выдающимся достижением Чайковского. Издана партитура в Москве, в издательстве П.Юргенсона, в 1882 году.

Увертюра "1812 год" стоит особняком среди программно-симфонических произведений Чайковского - как историческое полотно. Однако можно предположить, что Чайковский, которому были свойственны патриотические чувства, далеко не был равнодушен к предложенной теме, что и выявилось при сочинении увертюры. Помог и предшествовавший опыт сочинения торжественных произведений - "Торжественной увертюры на Датский гимн" (1866), "Славянского марша" (1876) и др. Главным же фактором удачи можно считать возросшее мастерство. В этом сочинении Чайковский проявил себя не только как мастер психологических коллизий, но и как живописец-баталист, потрясающе нарисовав музыкальными средствами картину великой войны и подвига русского народа в ней. Сродни увертюре "1812 год" симфоническая картина в опере "Мазепа" - "Полтавский бой" , в котором нашла свое изображение другая битва, также сыгравшая в судьбе России наиважнейшую роль.

Главная тема увертюры, начинающая её, отличается подчеркнутой патетикой. Использован мотив "Марсельезы" как обобщающий образ французских войск. Образ русского народа - мелодии русских народных песен (мотив из дуэта Власьевны и Олены из оперы "Воевода", русская народная песня "У ворот, ворот батюшкиных" символизирует, очевидно, русских бойцов. Чайковский в начале увертюры отказался от схематического противопоставления французскому государственному гимну русского гимна - его роль скажется в заключении увертюры.

Разработка очень коротка. Главный перелом наступает в коде, где идет противопоставление "Марсельезы" и темы "У ворот...". Мощное проведение темы "Марсельезы" на фоне вихревых пассажей струнных и деревянных духовых с валторнами, тремоло литавр, треугольника и военного барабана, удары большого барабана и специального барабана, имитирующего пушечные залпы, характеризует временное торжество французов. Мощное и величественное Largo с преображенной темой православной молитвы "Спаси, Господи, люди твоя" (здесь предусмотрено подключение большого количества духовых инструментов), символизирует победу русского народа. Ликующее завершение увертюры в максимальном фортиссимо воспроизводит фанфарную тему вступления в сопровождении колоколов. На фоне праздничных фанфар возникает затем мелодия государственного гимна России "Боже, царя храни". Таким образом была воплощена главная мысль увертюры: оплот России - это триединство Православие, Самодержавие, Народность.

Первое исполнение увертюры "1812 год" состоялось 8 августа 1882 г. в Москве, во время Всероссийской промышленно-художественной выставки (дирижер И.К.Альтани). Вопреки мнению Чайковского, считавшего, что увертюра "не заключает в себе, кажется, никаких серьезных достоинств" (письмо к Э.Ф.Направнику), успех ее возрастал с каждым годом. Еще при жизни Чайковского, она исполнялась неоднократно в Москве, Смоленске, Павловске, Тифлисе, Одессе, Харькове, в том числе и под управлением самого композитора. Имела она большой успех и за границей: в Праге, Берлине, Брюсселе. Под влиянием успеха, Чайковский изменил к ней отношение, включая ее в свои авторские концерты и иногда, по требованию публики, исполняя "на бис" (Одесса, зима 1893 года).

П. Е. Вайдман


«1812 ГОД», ТОРЖЕСТВЕННАЯ УВЕРТЮРА, Op. 49. Запись в mp3

Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Герберт фон Караян. Хор Донских казаков под руководством Сергея Жарова. Запись 1967 года.

  • Торжественная увертюра «1812 год»