Балакирев Милий Алексеевич

М. А. Балакирев (1837-1910), русский композитор, пианист, дирижер, музыкально-общественный деятель, глава музыкального кружка 'Могучая кучка' - кликните по картинке! (1835-1908) - русский композитор, музыкально-общественный деятель, дирижер, глава Новой русской музыкальной школы ("Могучая кучка").

Знакомство и дружеские отношения Чайковского и Балакирева, двух музыкантов - во многом антиподов, начавшись в Москве в январе 1868 года, на музыкальном вечере у Н.Г.Рубинштейна, продолжалась почти четверть века. И столько же длилась их переписка, содержащая около 90 писем с обеих сторон. Балакирев, хотя и ненамного старше московского собрата, был уже в то время признанным главой кружка талантливых музыкантов; влияние его в те годы на Мусоргского или Римского-Корсакова было весьма сильным.

Первоначально он занял позицию советчика и руководителя и по отношению к Чайковскому.

Балакирев действительно был в глазах Петра Ильича музыкантом высоко авторитетным. Вскоре после знакомства он публично с возмущением откликнулся на отстранение Балакирева от дирижирования концертами Императорского русского музыкального общества в Петербурге, предпринятое по инициативе Великой княгини Елены Павловны, покровительницы этого общества. В статье "Голос из московского музыкального мира" ("Современная летопись" от 4 мая 1869 года) Чайковский темпераментно и убедительно обрисовал заслуги "этого превосходного музыканта" перед русским искусством. Не касаясь собственно композиторских достижений Балакирева, автор статьи указал на подготовку и издание Балакиревым превосходного сборника русских народных песен, на его просветительскую деятельность в качестве дирижера, и, в частности, на постановку им в Праге бессмертной оперы Глинки "Руслан и Людмила". Балакирев ответил немедленно: "вся компания наша (как Вы называете, "Якобинский клуб") шлет Вам большое спасибо...".

Еще раньше Петр Ильич с разрешения Балакирева использовал для обработки в 4 руки песни из упоминавшего сборника русских народных песен. Тогда же он посвятил петербургскому музыканту только что написанную симфоническую фантазию "Фатум". Это было не единственное произведение, посвященное главе "Могучей кучки", и каждый раз за фактом посвящения стояла история создания, стояла инициатива Милия Алексеевича, рекомендовавшего ту или иную тему или программу (как правило, речь шла о программных симфонических пьесах). Балакиреву посвящены также программная симфония "Манфред" и увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта".

В то же время расхождения Чайковского и Балакирева носили глубокий и принципиальный характер. Совершенно различны были их музыкальные вкусы. Наставляя Петра Ильича в одном из ранних писем, Балакирев говорит: "Вы мало знакомы с новой музыкой. Классики не научат Вас свободной форме. В них Вы не увидите ничего нового, Вам неизвестного" (Балакирев. Восп. и пп., Л, 1962, с. 131). Ориентация на Ф.Листа, которого в первую очередь и имел в виду Балакирев, не была близка Чайковскому. Моцарт же, которому Чайковский поклонялся, был для Балакирева чем-то безнадежно устаревшим, посторонним для русской музыки и ее задач. Чуждой отечественному музыкальному искусству, с точки зрения Балакирева, была многочастная симфония классического типа, высокие образцы которой создал Чайковский. Примеры расхождений можно умножить; они носили не столько личный характер, сколько отражали различия между Чайковским и Балакиревским кружком - "Могучей кучкой", между Петербургской и Московской композиторскими школами.

Л. З. Корабельникова