Биография Чайковского. Итальянские впечатления

В конце июля Петр Ильич с большой неохотой уезжал из Симаков, где написал несколько романсов. Ему самому «безмерно» нравился один из них — «На землю сумрак пал» на слова («чудные», по его мнению) А. Мицкевича. Этот романс принадлежал к числу любимых детищ композитора. Но ему казалось, что никогда никто не исполнит его так, как он себе воображал: «нужно не петь, а, скорее, декламировать, и с величайшею горячностью».

На землю сумрак пал; не шелохнут кусты;
Свернулись лилии поблекшие листы,
и тихо озеро почило.
Под обаянием волшебной красоты
стою задумавшись:
«Что грустен нынче ты, и все кругом
тебя уныло?»
Поутру прихожу: оживлена росой,
проснулась лилия, блистая красотой,
И милая, в блистающей одежде. С улыбкою
привет на небо шлет она.
И плещет в озере веселая волна...
А я? Я... Мне грустно! Мне грустно,
как и прежде!..

В стихотворении Мицкевича «Утро и вечер» (перевод Н. В. Берга) композитор изменяет последнюю строку (у Мицкевича: «А я? Я грустен, как и прежде!»), подчеркивая драматизм противопоставлением тревоги и одиночества с ясным утром.

Не так ли и в заключении сцены письма Татьяны? Рассвет. Яркий восход солнца контрастирует с душевным смятением, взволнованностью и тревогой девушки:

Ах! Ночь минула, проснулось все,
и солнышко встает.
Пастух играет... спокойно все…
А я-то! Я-то!

Кроме романсов «На землю сумрак пал» и «Горними тихо летела душа небесами» в этот опус вошли также: «Кабы знала я, кабы ведала» (драматический романс-монолог в характере русской народной песни); «Я ли в поле да не травушка была» (протяжная песня-романс, также интонационно связанная с русской песней, была композитору «более всего по сердцу»); «День ли царит» (восторженный, искрящийся солнечным светом гимн любви, воспевающий полноту светлого, всепоглощающего чувства, его возрождающую и вдохновляющую силу; возможно, не случайно начальный мотив романса интонационно совпадает с мо- тивом-призывом интродукции Первого фортепианного концерта); «Благословляю вас, леса» (романс-монолог, величественный гимн, прославляющий могущество природы, возвышенное чувство преклонения перед нею, мечту о братстве всего человечества). Посвятил эти романсы Петр Ильич певице А. В. Панаевой-Карцовой, большой поклоннице его творчества и исполнительнице многих романсов, а также партии Татьяны в опере «Евгений Онегин».

Осень 1880-го Петр Ильич опять провел в Каменке. Хоть он и Предполагал на время воздержаться от сочинительства и заняться переизданиями своих сочинений, но не утерпел и начал работать. Сперва думал о симфонии или сюите, затем остановился на новом для себя жанре — произведении для струнного оркестра и написал для этого состава Серенаду. Прозвучавшее впервые в Петербурге (18 октября 1881), а затем в Москве (16 января 1882), произведение сразу же стало репертуарным, и сам автор дирижировал им почти во всех своих концертах. Особенный успех имели средние части цикла — поэтически-одухотворенные Вальс и Элегия. Замысел Серенады, как бы камерной симфонии, был связан с данью поклонения композитора своему кумиру — Моцарту.

Той же осенью композитор создал еще одно сочинение: Торжественную увертюру «1812 год», заказанную ему Н. Г. Рубинштейном к открытию первой Всероссийской промышленно-художествен- ной выставки в Москве. Патриотическая идея и героический характер темы воодушевили Чайковского, и он написал произведение, которое потом часто включал в программы своих авторских концертов в Петербурге, Москве, Тифлисе, Одессе, Харькове, Берлине, Брюсселе и Праге. Премьера увертюры состоялась 8 августа 1882 года в зале Всероссийской промышленно-художественной выставки в концерте из произведений Чайковского. Дирижировал И. К. Альтани. Первым исполнением увертюры в Петербурге дирижировал А. Г. Рубинштейн.

← в начало | дальше →