Биография Чайковского. Великое наследие

Вся жизнь и творческая деятельность великих мастеров культуры раскрывается будущим поколениям в их наследии. Наследие Петра Ильича Чайковского, посвятившего себя служению одному из прекраснейших искусств — Музыке, поражает исключительной многогранностью и разносторонностью.

Композитор создал сочинения почти во всех музыкальных жанрах: оперы и балеты, симфонии и программные симфонические произведения, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, произведения для различных инструментов и, в частности, многочисленные пьесы для фортепиано, хоровые сочинения и кантаты, вокальные ансамбли, романсы и песни; сборник «Пятьдесят русских народных песен», переложенных им для фортепиано в четыре руки. Музыкально-критические статьи; переводы на русский с различных языков текста оперного либретто, статей, учебников; собственный теоретический труд — первый русский учебник «Руководство к практическому изучению гармонии»; дневники, почти пять тысяч писем. Все это составило Полное собрание сочинений композитора из шестидесяти двух томов музыкальных произведений (вышли в свет в 1940—1974 годах; издательство Музгиз — «Музыка») и семнадцати — литературных произведений и переписки (1953—1981).

Наследие это — не только реликвия. Созданные композитором шедевры, составившие основу русского музыкального репертуара еще в прошлом веке и получившие жизнь за рубежом, ныне — составная часть мировой культуры. Произведения Чайковского идут на сценах всех музыкальных театров, звучат в исполнении всех оркестров, ансамблей, хоров и солистов. Их играют любители музыки и только что вступающие в искусство молодые пианисты, скрипачи, виолончелисты. Произведения Чайковского звучат в переложении и для народных инструментов. Музыку его ежедневно можно услышать на всех волнах в эфире — по радио, по телевидению. Она записана на грампластинки фирмами разных стран в интерпретации знаменитых дирижеров, музыкантов-инструменталистов и вокалистов.

Среди исполнителей сочинений Чайковского были русские дирижеры и пианисты С. В. Рахманинов, Н. К. Метнер, И. Ф. Стравинский; певцы Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, Ф. И. Шаляпин.

Известными пропагандистами музыки русского композитора являются зарубежные дирижеры Эрих Клейбер и Йозеф Клипс (Австрия), Генри Вуд (Англия), Герман Абендрот, Франц Конвичный и Курт Зандерлинг (ГДР), Артуро Тосканини и Вилли Ферреро (Италия), немецкие дирижеры Отто Клемперер, Оскар Фрид и Бруно Вальтер, а также Джордже Джорджеску (Румыния), Вацлав Талих, Ярослав Кромбгольц, Иржи Белоглавек (Чехословакия), Тауно Ханникайнен и Пааво Берглунд (Финляндия), Пьер Монте и Игорь Маркевич (Франция), Вильгельм Фуртвенглер и Вольфганг Заваллиш (ФРГ), Карл Гарагули (Швеция), Хироюки Иваки, Масаси Уэда (Япония) и другие.

Выдающимися интерпретаторами сочинений Чайковского стали советские музыканты. Среди них дирижеры Н. С. Голованов, А. В. Гаук, А. Ш. Мелик-Пашаев, Ю. А. Файер, Б. Э. Хайкин, К. К. Иванов, Е. А. Мравинский, Е. Ф. Светланов, Д. Г. Китаенко, Ю. X. Темирканов; певцы С. Я. Лемешев, Г. М. Нэлепп, И. С. Козловский, М. О. Рейзен, Е. Е. Нестеренко, В. А. Атлантов, певицы И. А. Архипова, Е. В. Образцова, Т. А. Милашкина; пианисты: К. Н. Игумнов, Л. Н. Оборин, Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер; виолончелисты С. Н. Кнушевицкий, Н. Н. Шаховская; скрипачи Д. Ф. Ойстрах, Л. Б. Коган. Исполнением ролей в балетах Чайковского прославились советские балерины М. Т. Семенова, Г. С. Уланова, Н. С. Дудинская, О. Н. Лепешинская, М. М. Плисецкая, Е. С. Максимова, И. А. Колпакова.

Оперы и балеты Чайковского находятся постоянно в репертуаре всех театров Российской Федерации и братских союзных республик. Они были поставлены на сценах и многих зарубежных театров: Праги и Загреба, Дармштадта и Варшавы, Вены и Милана, Берлина и Стокгольма, Барселоны и Софии, Токио и Копенгагена, Бухареста и Брюсселя, Гамбурга и Лондона, Франкфурта-на-Майне и Нью-Йорка, Осло и Брно, Дрездена и Бремена, Цюриха и Флоренции, Лейпцига и Парижа... Исполнилось заветное желание композитора, чтобы музыка его «распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

← в начало | дальше →