Клод Дебюсси

Родился 22 августа 1862 года в предместье Парижа, в семье мелкого чиновника. Занятия музыкой в раннем детстве были случайны и несистематичны. Одиннадцати лет он поступает в Парижскую консерваторию.

К студенческим годам относится целый ряд мелких сочинений композитора — романсов, фортепианных и инструментальных пьес. В 1879—1884 годах Дебюсси совершает путешествие по Европе, в качестве домашнего пианиста, с семьей известной русской меценатки Н. Ф. фон Мекк. В 1884 году Дебюсси оканчивает консерваторию и, получив Римскую премию, в числе других лауреатов уезжает в Италию. За три года пребывания в Риме он пишет симфоническую оду «Зулейма» (1886), кантату «Весна» (1887) и кантату на текст английского поэта-символиста Данте Габриэля Россети «Дева-избранница» (1888). Уже эти ранние произведения отмечены печатью нового течения в искусстве — импрессионизма: в центре внимания художника становились его субьъективные чувства, ощущения и впечатления (impression — впечатление).

В конце прошлого века Дебюсси создает свои лучшие оркестровые сочинения, ставшие классическими образцами импрессионизма в музыке: прелюдию «Послеполуденный отдых Фавна» (1892) и «Ноктюрны» — «Облака», «Празднества» и «Сирены (1897—1899). Произведения эти отличает расплывчатость формы, изысканность гармонического языка, утонченность оркестровки.

В 1892 году у композитора возникает замысел написать оперу «Пеллеас и Мелизанда» по пьесе бельгийского драматурга-символиста Мориса Метерлинка. Над этой оперой он работает в течение десяти лет. Успеха у широкой публики опера не имела.

«Пеллеас и Мелизанда» — произведение, далекое от реализма. В нем утверждаются идеи обреченности, подавленности, бессмысленности существования. Опера бездейственна и статична. В ней отсутствуют широко развивающиеся мелодии, развернутые арии и ансамбли. Основное место в вокальной партии занимает речитатив.

Из наиболее значительных сочинений Дебюсси последующих лет следует отметить три симфонических эскиза «Море» (1903—1905; — «На море от зари до полудня», «Игра волн» и «Диалог моря с ветром»). Это тонкие звуковые пейзажи, навеянные ощущением морской природы. Одно из лучших симфонических произведений композитора — «Иберия» (1909). На основе подлинно народной испанской музыки Дебюсси создал яркие и красочные картины испанской жизни («На улицах и дорогах», «Ароматы ночи», «Утро праздника»).

В творческом наследии композитора останавливают внимание и его многочисленные фортепианные сочинения. Среди них — миниатюры «Вечер в Гренаде», «Сады под дождем» (1902), фортепианная сюита «Детский уголок» (1908) и 24 прелюдии (1910—1913; — «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Затонувший собор» и другие). Это «пьесы настроения», в которых с большим художественным мастерством переданы отдельные мимолетные впечатления от созерцания природы. Мелодия в них подчас расплывчатая и неясная, основной эффект достигается посредством красочных гармонических сопоставлений.

В эти годы Дебюсси совершает ряд поездок за границу. В 1913 году он посещает Россию, где выступает со своими произведениями в качестве пианиста и дирижера.

Умер Клод Ашиль Дебюсси 26 марта 1918 года в Париже.