Михаил Иванович Глинка

Родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском, в имении своего отца, капитана в отставке. Село это находилось в Смоленской губернии близ города Ельни. Здесь, на лоне русской природы, в окружении простых русских людей, крепостных крестьян, проходили детские и отроческие годы Глинки. Песни крестьян, игра дворовых музыкантов, крепостной оркестр дяди, поэтические сказки няни— вот что формировало и определяло художественные вкусы будущего композитора. Прекрасное искусство Глинки всеми своими корнями уходит в толщу народных масс. От народного творчества получило это искусство силу, которая сделала Глинку великим русским композитором, гениальным певцом русского народа.

Родители Глинки, хотя и знали о необыкновенном даровании мальчика, никогда не думали о его музыкальной карьере. Они готовили сына к государственной службе в качестве чиновника. С этой целью тринадцатилетний Глинка был отправлен в Петербург и поступил в благородный пансион при Главном педагогическом институте. Здесь Глинка получил общее образование. Одним из его учителей был друг Пушкина, декабрист Кюхельбекер, под руководством которого мальчик основательно изучил русскую литературу. В пансионе музыка продолжала оставаться для Глинки основным и любимым занятием. Он совершенствовался в игре на фортепиано, брал уроки у знаменитого тогда пианиста Джона Филда, а затем у его ученика Карла Мейера; тщательно изучал произведения классиков мировой музыки, слушал оперы, шедшие в то время на петербургской сцене. Глинка начинает пробовать свои силы и в композиции. Он пишет первые юношеские произведения — вариации на тему Моцарта, вальс для фортепиано и несколько романсов. По окончании пансиона Глинка отправился на Кавказ. Это путешествие значительно расширило музыкальный кругозор композитора. Он услыхал новую для себя музыку народов Кавказа, полюбил ее и впоследствии часто использовал в своих произведениях.

Прослужив по возвращении с Кавказа некоторое время в одной из канцелярий Совета путей сообщения, Глинка с еще большей силой отдается музыкальным занятиям. В 1825 году он оставляет службу и всецело посвящает себя музыке.

В этот период своей жизни он выступает и как композитор, и как исполнитель в музыкальных салонах Петербурга. Его друзьями становятся поэт Жуковский, великие русские писатели Пушкин, Грибоедов, польский писатель Мицкевич, живший в то время в Петербурге. Глинка пишет ряд самых разнообразных вокальных и инструментальных сочинений.

Для совершенствования своего музыкального образования Глинка уезжает за границу — в Германию и Италию. Здесь он встречается с крупнейшими европейскими композиторами, в том числе с Мендельсоном, Беллини, Доницетти.

За границей, на чужбине, все помыслы Глинки были устремлены к родной стране, к родному народу. «Тоска по родине,— пишет композитор в ту пору,— навела меня постепенно на мысль писать по-русски». Глинка создает свои первые крупные камерные произведения — секстет, трио, в которых уже «мыслит по-русски» В это же время у него зарождается мысль о создании русской национальной оперы. Выбрать сюжет оперы Глинке помог поэт В. А. Жуковский. Это был действительно национальный сюжет о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью ради спасения родины от иноземных врагов. Композитор был уверен в том, что Жуковский сам будет писать либретто для оперы. Но Жуковский, занятый другими литературными работами, вынужден был отказаться от предложения Глинки. Композитору был рекомендован в качестве автора либретто некий придворный чиновник Розен, плохо владевший русским языком. Сочинение Розена, конечно, не удовлетворяло Глинку, но он был вынужден согласиться с предложенным ему либретто. По требованию царя Николая I название оперы было заменено новым — «Жизнь за царя». Под этим названием опера шла вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Возобновленная на советской сцене под своим первоначальным названием «Иван Сусанин», опера идет сейчас с новым текстом, написанным поэтом С. Городецким.

Известный советский музыковед, академик Б. Асафьев в своей книге «Глинка» пишет: «Глинка в своем «Сусанине» нашел путь к великому русскому реализму... В «Сусанине» самое существенное — непостижимо новое качество, в каком предстала перед современниками душа народа в дыхании песенности... Дело не в отдельных фрагментах песен, а в том, что так выразить скорбь крестьянина-отца о судьбе, о родине, о семье, как ее выразила музыка Глинки в предсмертной сцене Сусанина в лесу, мог композитор, идущий особыми путями, неведомыми в истории европейской оперы...».

Почти непосредственно за «Иваном Сусаниным» Глинка начал работать над второй оперой «Руслан и Людмила» на сюжет одноименной поэмы Пушкина. Известно, что сам поэт хотел написать либретто оперы, но смерть помешала ему.

О работе Глинки над оперой пишет современник композитора, музыкальный критик В. Одоевский: «Подавляемый богатством своих музыкальных идей, он роскошною рукой сыпал их на бумагу, где они, кажется, сами собой развивались, цвели и плодились».

В «Руслане и Людмиле» показаны величественные картины древнерусского былинного эпоса. После премьеры оперы 27 ноября 1842 года музыкальный критик О. Сенковский писал: «Руслан и Людмила» — одно из тех высоких музыкальных творений, которые никогда не погибают и на которые может указать с гордостью искусство великого народа».

Николай I, аристократическая верхушка встретили гениальные оперы Глинки в штыки. Не напрасно Глинка жаловался своей сестре, что «поймут твоего Мишу, когда его не будет, а «Руслана» через 100 лет».

Давая общую оценку опере «Руслан и Людмила», Асафьев пишет: «Эта опера — наш национальный эпос, наша гордость... Глинке, как никому, были доступны народное в музыке и национальное, как отражение народного. Для Глинки народная музыка была не фольклором, а высказыванием в звуке мысли народа о действительности и о человеке, словом, душой народа».

Одновременно с работой над «Русланом» Глинка сочиняет в 1840 году музыку к трагедии Кукольника «Князь Холмский» и создает в тот же период ряд таких своих шедевров, как романсы «Сомнение», «В крови горит огонь желанья», «Я помню чудное мгновенье».

В 1844 году Глинка во второй раз уезжает в Западную Европу, где большую часть времени проводит в Испании. Песенное и танцевальное творчество испанского народа вдохновило композитора на создание двух замечательных оркестровых увертюр — «Арагонская хата» и «Ночь в Мадриде». На обратном пути в Россию в Варшаве Глинка сочиняет свою гениальную симфоническую фантазию «Камаринская», в которой, по меткому выражению П. И. Чайковского, «как дуб в жолуде» — вся русская симфоническая школа.

В последние годы своей жизни Глинка начинает работу над оперой «Двумужница», делает наброски к симфонии «Тарас Бульба», однако ни один из этих замыслов не был доведен до конца.

Еще при жизни великого русского композитора его имя становится знаменем передовых музыкантов, явившихся впоследствии продолжателями Глинки в деле развития русского национального музыкального искусства. Вокруг Глинки группируются Даргомыжский, молодой Балакирев, Серов, Стасов и другие.

Михаил Иванович Глинка умер 3 февраля 1857 года в Берлине.