Шарль Гуно

Родился 17 июня 1818 года в Париже. Музыке учился у своей матери — прекрасной пианистки, а затем в Парижской консерватории (1836—1838). Его учителями были Галеви, Паэр, Лесюэр. За выдающиеся успехи был послан на три года в Рим.

В Италии Гуно изучает духовную музыку, пишет мессы и реквием. Возвратившись в Париж, занимает место органиста одной из церквей. Знакомство с произведениями Шумана и Берлиоза изменяет творческий профиль композитора, он обращается к светской тематике и пробует свои силы в оперном жанре. В 1851 году Гуно дебютирует оперой «Сафо», написанной на античный сюжет. Эта опера после семи представлений была снята с репертуара. Две следующие оперы — «Кровавая монахиня» (1854) и комическая опера «Лекарь поневоле» (1858) — по Мольеру — также не имели успеха.

В 1859 году на сцене Лирического театра в Париже состоялось первое представление оперы «Фауст». Сначала опера успеха почти не имела и получила отрицательную оценку многих критиков. Привыкшие к помпезному стилю «большой» оперы, рецензенты не оценили простоту и задушевную лиричность произведения Гуно. Но с каждым новым спектаклем «Фауст» завоевывал все большие и большие симпатии публики. Запоминающиеся мелодии, искренность музыки, ее простота и человечность сделали эту оперу одной из самых любимых в широких кругах слушателей

В 1869 году, когда «Фауст» был поставлен на сцене Парижской Большой оперы, Гуно дописал балетную сцену «Вальпургиева ночь» и заменил диалоги мелодическим речитативом.

За «Фаустом» последовала изящная лирико-комическая опера «Филемон и Бавкида» (I860), музыка которой и в наше время не утратила своей свежести. Более поздние оперы Гуно — «Царица Савская» (1862), «Мирейль» (1864), «Голубка» (1866) не удержались в репертуарах театров.

В 1867 году в Париже была представлена опера Гуно «Ромео и Джульетта», до сих пор, подобно «Фаусту», идущая на сценах театров мира.

Стремление к правдивому изображению чувств и переживаний, раскрытие интимного мира героев, искренность и простота мелодического языка нашли наиболее яркое выражение в «Фаусте» и «Ромео и Джульетте».

В последние годы своей жизни Гуно написал еще несколько опер: «Сен-Марс» (1877), «Полиевкт» (1878), «Дань Заморы» (1881), но они успеха не имели.

Шарль Франсуа Гуно умер в Париже 17 октября 1893 года.

Творчество Гуно — основоположника французской лирической оперы — высоко ценил П. И. Чайковский. Он писал: «...по моему крайнему разумению, Гуно первоклассный мастер, если не первоклассный творческий гений».