Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов

Родился 7 ноября 1859 года в семье слесаря-механика в городе Гатчине, близ Петербурга. В 1875 году поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил с медалью в 1882 году по классу Н. А. Римского-Корсакова. В том же году переехал в Тифлис (ныне Тбилиси), где был педагогом и директором музыкального училища, симфоническим и оперным дирижером.

Весьма плодотворной была работа Ипполитова-Иванова по собиранию, гармонизации и изучению грузинского музыкального фольклора. Результаты этой работы, проявившиеся в ряде произведений композитора, были обобщены им в труде «Грузинская народная песня и ее современное состояние» (1895). С 1893 года Ипполитов-Иванов был профессором Московской консерватории, а с 1906 по 1922 год — ее директором. Среди многочисленных учеников Ипполитова-Иванова — ряд выдающихся музыкальных деятелей: советские композиторы С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, пианисты К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Л. В. Николаев и другие. В течение нескольких лет Ипполитов-Иванов был дирижером московской частной оперы С. И. Мамонтова, а с 1925 года — дирижером Государственного академического Большого театра.

Ипполитов-Иванов написал оперы «Руфь» (1887), «Азра» (1890), «Ася» (1900), «Измена» (1909), «Оле из Нордланда» (1915), «Последняя баррикада», закончил оперу Мусоргского «Женитьба» (написал 2, 3 и 4 акты). Кроме того, композитором написаны симфоническая увертюра «Яр-Хмель» (1882), симфония (1906), симфонические сюиты «Ивермя», «В степях Туркменистана», симфоническая поэма «Мцыри», несколько камерных инструментальных и большое число вокальных произведений.

Композиторская и музыкально-общественная деятельность Ипполитова-Иванова широко развернулась после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1922 году композитор, одним из первых, был удостоен звания народного артиста республики.

Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов умер 28 января 1935 года в Москве.

Музыка Ипполитова-Иванова привлекает своей простотой, искренностью, мягким, светлым лиризмом и гармоничной уравновешенностью. Лучшим образцом оперного стиля Ипполитова-Иванова является опера «Ася». Значительный интерес представляет и опера «Оле из Нордланда» на сюжет из норвежского народного быта. В ее музыке удачно воссоздан национальный норвежский колорит.

Для симфонического творчества композитора характерно стремление к программной музыке.