Кабалевский. «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси»)

Опера в 3 действиях, 6 картинах. Либретто по мотивам одноименной повести Ромена Роллана написано В. Брагиным.
Первое представление состоялось 22 февраля 1938 года в Ленинграде на сцене Малого оперного театра.

Действующие лица:
Кола Брюньон, баритон
Селина (Ласочка), меццо-сопрано
Гамби, тенор
Жифляр, баритон
Мартина, сопрано
Герцог, тенор
Госпожа де Терм, сопрано
Кюре, бас
Нотариус, тенор
Пуляр, старшина города, бас
Женщина с факелом, сопрано
Конюший, баритон или бас
Глашатай, тенор
Возница, бас
Пьяный солдат, баритон
Хор. Горожане Кламси

Первое действие. Первая картина. Осень, солнцем залиты плодородные поля Бургундии. Живописной стайкой расположились девушки в зелени виноградников. Напевая, они срывают спелые гроздья душистого винограда, наполняют ими большие плетеные корзины. Кипучей молодостью, весельем и задором, острой шуткой пленяет всех крестьянка Селина. С ней пытается заигрывать старый, безобразный Жифляр, слуга в герцогском замке. Селина зло издевается над самодовольным лакеем и прогоняет его прочь. Она ожидает встречи с Кола Брюньоном, которого любит, но, будучи своенравной и гордой, никогда в этом не признаётся. Впрочем, и Кола, — несравненный резчик по дереву, талантливейший народный художник, — редко говорит Селине, которую нежно называет Ласочкой, о своей большой любви к ней. Вот и сейчас их встреча проходит в веселой, остроумной перебранке.

У оптимиста и весельчака Кола есть верный друг — Гамби. Он сообщает мастеру о намерении Жифляра жениться на Селине. Не во-время появился Жифляр — Кола тут же вступает с ним в драку. Плохо бы пришлось старому развратнику, если бы его не выручил торжественный колокольный звон: сигнал приближения герцога. Драка обрывается. Собирается встревоженный народ: жители городка Кламси хорошо знают повадку герцога и его челяди. Они всегда безжалостно обирают население, своевольничают и оскорбляют народ.

Вторая картина. Население Кламси собралось перед герцогским замком, чтобы, согласно обычаю, поздравить феодала с возвращением домой. На небольшой зеленой поляне начинаются народные танцы. Вскоре появляется и сам герцог, приветствуемый народом и кюре (священником). Герцог принимает знатную гостью — госпожу де Терм. Она восхищается фонтаном возле замка и с удивлением узнает, что этот фонтан создан народным мастером Кола Брюньоном. Герцог приглашает Кола к себе в замок. Селина охвачена ревностью к красивой парижанке, а Жифляр ловко пользуется этим, искусно разжигая ревность наивной девушки. Когда Кола возвращается из замка, его встречают озлобленная Ласочка и насмешливый Гамби, которому не по вкусу «дружба» Кола с феодалом. Назло им своенравный Кола снова уходит в герцогский замок. Не остается в долгу и Селина: чтобы отомстить ветреному Кола, она дает согласие на брак с Жифляром, и пьяный кюре тут же венчает их.

Второе действие. Первая картина. Тяжело переживает Кола потерю возлюбленной. Утешение он находит лишь в своем искусстве. Народный мастер вдохновенно работает над скульптурой Данаи, в образе которой он запечатлел дорогие ему черты Ласочки. Заканчивая работу, Кола мечтает о том, чтобы никогда не расставаться с этим творением, так напоминающим ему Селину. Неожиданные гости разрушают мечты художника: появившемуся в мастерской герцогу пришлась по вкусу новая работа Кола, он велит Жифляру отнести статую в замок. Удрученный Кола остается в одиночестве. В мастерской появляются друзья Кола — кюре, нотариус, Гамби. Они сообщают, что крестьянские поля заражены и урожай гибнет, что солдаты герцога опустошили все городские запасы продовольствия и продолжают грабить жителей, что городу грозят страшные болезни, всегда порождаемые голодом и нищетой. Это мрачное предсказание тут же подтверждается: с плачем в мастерскую врывается женщина — ее сын умирает от чумы.

Чума! В панике люди стремятся покинуть Кламси, пока солдаты герцога не заперли городские ворота. Один Кола спокоен — он не оставит мастерскую и свои произведения. Ему не страшна чума.

Вторая картина. Кола ошибся — чума не пощадила его. На заброшенном винограднике, полуживой, он бродит, брошенный всеми. В туманном забытье чума является пред взором больного в причудливых образах — то цыганки, то Дианы, то неведомого страшного животного. Но чума не может одолеть могучий организм Кола, его неукротимую жизненную силу. И когда в винограднике появляются сестра Кола Мартина и Селина, пришедшие проститься с умирающим, Кола встречает их шутками и насмешками. Но известия, принесенные посетителями, потрясают Кола: в городе — восстание, жители намерены сжечь герцогский замок. Наивный Кола верит еще в честность герцога. В замке хранятся лучшие творения мастера — он не допустит их гибели! Не оправившийся от болезни, Кола идет в город, чтобы спасти свои статуи.

Третье действие. Первая картина. Народное восстание в разгаре. Горожане, предводительствуемые Гамби, прогоняют пьяных герцогских солдат, бесчинствовавших возле ратуши. Народ, взявв плен городского старшину Пуляра, требует от него выдачи оружия. Напрасно прибежавший на площадь Кола пытается вырвать Пуляра из рук восставших. Гамби и его соратники насмешками отвечают на все уговоры Кола. Народное возмущение достигает наивысшей точки, когда на площади появляется обезумевшая от горя женщина с горящим факелом в руках. Ее ребенок погиб от чумы, занесенной в город солдатами. Грозно звучит боевая песня восстания — вооруженные горожане идут на штурм герцогского замка. Опережая их. Кола спешит к замку, чтобы предупредить герцога и спасти от гибели свои произведения.

Вторая картина. Мрачен герцог, с ненавистью глядит оз в окно на зарево пожарищ, охвативших Кламси. Приближается восставший народ, но стены замка крепки, они — надежная защита. Герцог вспоминает Брюньона — где он сейчас? Вероломный и лживый Жифляр, распаляя гнев своего господина; говорит, что Кола вместе с восставшими идет на штурм замка. Жестокий герцог велит затопить камни деревянными скульптурами Брюньона.

Объяты пламенем творения народного мастера. Рукой герцога изуродована и скульптура Ласочки — самое дорогое детище Кола. Совершив эти злодеяния, герцог бежит, скрываясь от праведного гнева восставшего народа.

Кола, прибежавший защитить замок от мятежников, видит страшную картину: уничтожено все, что создано его руками. Злорадно усмехаясь, Жифляр показывает ему искалеченную скульптуру Селины. Теперь мастер понял все. Он никогда больше не обольстится подлыми обещаниями лживых феодалов, врагоз народа.

Грозная песня восстания звучит уже под стенами замка. Стража пытается запереть ворота, аркебузники бросаются к оружию. Кола широко распахивает перед восставшими входы в замок. — Мой маленький Гамби, сюда, — восклицает он. Просторная зала мгновенно заполняется вооруженными повстанцами.