А. П. Снегирева-Юргенсон. П. И. Чайковский в семье П. И. Юргенсона

Когда мне было лет пятнадцать — семнадцать, у нас бывали вечеринки с танцами. Петр Ильич захотел на них таперствовать, опять, чтобы присоединиться к нашей юношеской радости. И приезжал, и играл кадрили, польки и вальсы. И опять все были им очарованы, как бы влюблены в него. В 1886 году мы жили на даче в историческом имении Остафьеве, где живали Карамзин, Пушкин, Вяземский3. Петр Ильич высказал желание туда к нам приехать, и я написала ему поздравление к его именинам и напомнила об этом его намерении. Петр Ильич не оставлял ни одного письма к нему без ответа и тотчас же ответил мне, сообщая, что время не позволит ему посетить нас в Остафьеве.

Младший мой брат Григорий, тот, которому Петр Ильич сделал надпись на своем портрете «Язвительнейшему из смертных», обладал тонким слухом и музыкальной памятью. Однажды он болел и лежал в постели, около него сидела нянюшка. Со свойственным ему детским ехидством он передразнивал наш очень плохой церковный причет. По очереди он басил за дьякона, восклицал за священника, за дьячка и прочее, передавая интонацию и особенность каждого. Петр Ильич и игравшие с ним в карты музыканты тихо на цыпочках подкрались и слушали, не проявляя себя, зная, что этим спугнут певца, очень застенчивого мальчика.

Вспоминая отношение Петра Ильича ко всем лицам, которых он встречал в нашем доме (в другом месте я с ним не встречалась), я отмечаю его внимательность «к человеку»: он всегда замечал людей и как бы присоединялся к их интересам. Когда я поступила в Училище живописи и в первоначальном классе стала писать портреты, Петр Ильич стал настаивать, чтобы я с него написала портрет. Я стеснялась, зная свою неопытность, но подчинилась и поставила его в той же позе и освещении, как и на портрете «Саше — Петя», который мне очень нравился. К счастью, он только один раз приехал из-за города на сеанс. Набросок не сохранился. Сохранился маленький карандашный рисунок, который я сделала тогда, когда еще не училась рисовать, «П. И. за картами», а также так называемая Баташа [Александра Ивановна Губерт], Сафонов, Ремезов.

Мой отец, П. И. Юргенсон, поехал в Петербург на первое представление оперы Чайковского (кажется, это были «Черевички» или «Кузнец Вакула») и взял меня с собой. Я гостила у дяди — О. И. Юргенсона. Премьера откладывалась, и отец собрался уезжать, я хотела вернуться с ним вместе в Москву4. Узнав об этом, Петр Ильич прислал мне через дядю письмо, в котором он в напыщенных выражениях говорит, что сочтет мой отъезд до премьеры за личное оскорбление, а в приписке: «Саша Юргенсон, останьтесь, пожалуйста!» Как это могло прийти ему в голову? Я объясняю подобные шутки и письма как проявление постоянного внимания и дружелюбного отношения к самым незначительным людям, а также и постоянные нотки веселого смеха в нем самом.

Комментарии:

Снегирева-Юргенсон (Светославская по первому браку) Александра Петровна (1870—1946) — художница, дочь П. И. Юргенсона, основателя и владельца музыкально-издательской фирмы в Москве, издававшего произведения Чайковского. Сохранилась обширная переписка с Юргенсоном, характеризующая не только деловые, но и дружественные взаимоотношения композитора с семьей издателя. Сохранились письма композитора, написанные в шутливом тоне Саше Юргенсон (см. Полн. собр. соч., т. 13, с. 268, 295, 386).

А. П. Светославской (Юргенсон) Чайковский посвятил пьесу для фп. «L'espiegle» («Резвушка»), E-dur, op. 72 № 12.

Опубликовано: Воспоминания о Чайковском, изд. 2, с. 119—122; изд. 3, с 120—123.

1 Фотография (Рейтлингер, Париж) с надписью: «Мастодонту от старой обезьяны П. И. Чайковский 16 с. 1886» хранится в ГДМЧ. Место хранения других фотографий неизвестно.

2 Елена Сергеевна Толстая, племянница Л. Н. Толстого, воспитательница в семье Юргенсонов.

3 Остафьево — родовое подмосковное имение князей Вяземских.

4 Автор воспоминаний ошибается, упоминая здесь оперу «Кузнец Вакула» или «Черевички». Премьера «Кузнеца Вакулы» состоялась в Петербурге 24 ноября 1876 г., когда автору было 6—7 лет, а премьера «Черевичек» 24 декабря 1906 г., т. е. после смерти Чайковского. Поездка П. И. Юргенсона в Петербург была связана с премьерой оперы «Чародейка», о чем П. И. Чайковский писал Юргенсону 9 октября 1887 г.: «1-ое представление „Чародейки" назначено на 20-е число, но весьма возможно, что будет отложено. <...> Пожалуйста, поговори хоть по телефону с консерваторией насчет того, кто из наших желает присутствовать на 1-м представлении „Ч а р о д е й к и", дабы я знал, какие места нужно приготовить. Мне бы хотелось, чтобы побольше приехало» (Полн. собр. соч., т. 14, с. 239).

Премьера «Чародейки» в Мариинском театре состоялась 20 октября 1887 г. под управлением Чайковского. Исполнители: Курлятев — И. А. Мельников, Княгиня — М. А. Славина, Княжич — М. Д. Васильев (3-й), Мамыров — Ф. И. Стравинский, Ненила — М. И. Долина, Кума — Э. К. Павловская, Фока — Н. С. Климов (1-й), Поля — Е. П. Марковская, Кичига— М. М. Корякин, Паисий — В. М. Васильев. (2-й), Кудьма — С. Е. Павловский, Потап — В. Ф. Соболев, Лукаш — Г. П. Угринович.

← в начало | дальше →