А. И. Брюллова. П. И. Чайковский (Комментарии)

Брюллова (урожд. Мейер) Алина Ивановна (1849—1932) — мать Н. Г. Конради (Коли Конради). После развода с Г. К. Конради вышла замуж за В. А. Брюллова. Модест Ильич Чайковский был воспитателем Коли с 1876 г., а затем, после смерти отца мальчика (1882),— его опекуном. Дружба Петра Ильича с братом Модестом обусловила дружественные отношения композитора с семьей Конради, особенно с Колей, которого Петр Ильич искренне любил. А. И. Брюлловой Петр Ильич посвятил пьесу для фортепиано «Echo rustique» («Сельский отзвук»), Es-dur, ор. 72 № 13, написанную в апреле 1893 г. и изданную П. И. Юргенсоном в сентябре 1893 г.

Опубликовано: Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 299—317; изд. 2, с. 123—139; изд. 3, с. 124—140.

1 Знакомство А. И. Брюлловой с Чайковским произошло не в 1874 г., а позже, так как брат его Модест Ильич начал работать воспитателем в семье Конради в 1876 г.

2 В сентябре 1892 г. Чайковский должен был продирижировать симфоническим концертом в Вене, но после репетиции, не удовлетворенный общей организацией концерта, уехал внезапно в Иттер к Софии Ментер, отказавшись от выступления.

3 «Манфред» для двух фортепиано в восемь рук, переложенный В. А. Брюлловым и Н. К. Ленцем, был издан П. И. Юргенсоном в 1895 г.

4 Чайковский уничтожил партитуру своей первой оперы, «Воевода» (1868), от которой сохранились лишь увертюра и «Танцы сенных девушек». В наше время партитура восстановлена по оркестровым и вокальным партиям, и опера ставится в театрах. Позднее композитор уничтожил и партитуру симфонической баллады «Воевода» для большого оркестра, a-moll, ор. 78, написанную в 1890—1891 гг. и исполненную 6 ноября 1891 г. в Москве под управлением автора. Впоследствии она была восстановлена по оркестровым голосам и издана под ор. 78.

5 Автор допускает здесь ошибку. Первая сюита была написана вся в двухдольном размере, и Чайковский, чтобы «разбить» это однообразие, написал вторую часть — Дивертисмент — в размере 3/4.

6 В письме к С. И. Танееву от 2 декабря 1876 г. Чайковский пишет: «„Вакула" торжественно провалился. Первые два действия прошли среди гробового молчания, за исключением увертюры и первого дуэта, которым аплодировали. В сцене Головы и особенно Дьяка много смеялись, но не аплодировали и никого не вызывали. После третьего и четвертого действия (третье разделили на 2) меня по многу раз вызывали, но при сильном шиканьи значительной части публики. Второе представление прошло несколько лучше, но все же можно с уверенностью сказать, что опера не понравилась и вряд ли выдержит более 5—6 представлений. Замечательно то, что на генеральной репетиции все, и в том числе К ю и, предсказывали мне громадный успех. Тем тяжелее и огорчительнее было мне падение оперы. Не скрою, что я сильно потрясен и обескуражен. Главное, что ни на исполнение, ни на постановку пожаловаться нельзя. Все было сделано старательно, толково и даже роскошно. Декорации просто великолепны. <...> Словом, в неуспехе оперы виноват я. Она слишком запружена подробностями, слишком густо инструментована, слишком бедна голосовыми эффектами» (Полн. собр. соч., т. 6, с. 89).

7 Вот что писал сам Чайковский по поводу замысла оперы «Евгений Онегин» в письме к М. И. Чайковскому от 18 мая 1877 г.: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. Ее глупый муж молол невообразимую чепуху и предлагал самые невозможные сюжеты. Л и з[а в е т а] А н д р[е е в н а] молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять „Евгения Онегина"?».

Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об „Онегине", задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. На другой день съездил к Шиловскому, и теперь он на всех парах обделывает мой сценариум» (Полн. собр. соч., т. 6, с. 135).

«Евгений Онегин» закончен в феврале 1878 г., клавир был издан Юргенсоном осенью того же года, партитура — в 1880 г.

8 Об исполнении оперы «Евгений Онегин» у Ю. Ф. Абаза и в музыкальном кружке см. воспоминания А. В. Панаевой-Карцовой.

9 Премьера оперы «Пиковая дама» состоялась 7 декабря 1890 г. в Мариинском театре в присутствии Чайковского. Эпизод, рассказанный далее автором воспоминаний, произошел на генеральной репетиции оперы, на которой присутствовал Александр III. См. также воспоминания В. П. Погожева.

10 У автора — Калинникова.

11 См. сноску в воспоминаниях Погожева.

12 О знакомстве с Э. Григом Чайковский пишет в «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 г.» (см. Полн. собр. соч., т. 2, с. 344—346).

13 В середине июля 1876 г. Чайковский со своим братом Модестом и его воспитанником Колей Конради совершили прогулку на пароходе по р. Роне до Авиньона, а затем посетили Монпелье, где остановились на курорте Палавас.

14 В имении Конради Гранкино Чайковский гостил неоднократно в течение 1879—1893 гг.

15 О взаимоотношениях Чайковского с композиторами «Могучей кучки» см. воспоминания А. К. Глазунова.

16 О Чайковском-дирижере сохранилось очень много самых разноречивых высказываний его современников: композиторов, критиков, музыкантов, друзей и, наконец, отзывов зарубежной прессы. Н. Д. Кашкин в своих воспоминаниях, на основании признаний самого Чайковского, рассказывает о «страхах», которые переживал композитор за дирижерским пультом, и удивляется той «готовности», с которой он соглашался дирижировать. Действительно, начиная с 1887 г. Чайковский неоднократно выступал во многих городах России и за границей.

По-видимому, то глубокое художественное удовлетворение, которое он испытывал от исполнения своих (да и чужих) произведений превосходными музыкантами, и побуждало его с готовностью выступать в качестве дирижера.

Наиболее полную и глубокую характеристику дирижерской деятельности Чайковского дает В. В. Яковлев в статье «Чайковский — дирижер» (Избр. труды о музыке, т. 1.— М., 1946, с. 411—416).

17 Оратория «Вавилонское столпотворение» была исполнена в Петербурге под управлением Чайковского на концерте по случаю 50-летия художественно-музыкальной деятельности А. Г. Рубинштейна 20 ноября 1889 г. Более подробно об исполнении оратории вспоминают А. В. Панаева-Карцова и Бемоль, принимавшие участие в том же концерте как исполнители. Оба они подчеркивают те трудности, которые встали перед Чайковским, приехавшим дирижировать ораторией: неподготовленность оркестра, плохо разученные хоры и т. д. Отмечая колоссальную работу, проделанную композитором в несколько дней, авторы воспоминаний пишут, что Чайковский имел на концерте огромный успех.

18 Герман Карлович Конради был управляющим крупными имениями на Украине и владел имением Гранкино.

19 П. И. Чайковский 25 апреля 1893 г. был в Петербурге. Автор вспоминает, очевидно, о каком-то другом вечере, проведенном у Чайковского.

20 Здесь автор ошибается. Инструментовку Шестой симфонии Чайковский закончил в Клину. На Украине же он дописал эскизы Третьего фортепианного концерта.

← в начало | дальше →