Из воспоминаний первого директора Национального театра (Комментарии)
Шуберт Франтишек Адольф (1849—1915) — чешский драматург, в 1883—1900 гг. директор Национального театра в Праге, один из инициаторов приглашения Чайковского в Прагу.
Взаимоотношения Чайковского и Шуберта отражены в их переписке (письма композитора хранятся в архиве Национального театра в Праге, письма Шуберта — в ГДМЧ). Чайковский содействовал укреплению творческих и дружеских связей между русскими и чешскими музыкантами и любителями музыки. По его инициативе в Россию приезжали на гастроли композитор А. Дворжак, исполнители К. Галирж, Г. Виган, Б. Фёрстерова-Лаутерерова, Л. Флорианский. В Праге выступали А. И. Зилоти, В. Л. Сапельников, М. Н. Климентова-Муромцева, П. А. Хохлов и другие.
Опубликовано: Subert Fr. A. Moje vzpominky, druhe vydani — 1902, s. 107—109, 112—114; Воспоминание о Чайковском, изд. 2, с. 290—294; изд. 3, с. 291—295. Перевод Ю. А. Шкариной и В. Н. Егоровой.
1 Чайковский приехал в Прагу 31 января/12 февраля 1888 г.
2 «Умелецкая беседа» — общество чешских писателей, художников и музыкантов. Основано в 1863 г.
3 Концерты в Праге состоялись 7/19 февраля в зале Рудольфинум и 8/20 февраля в Национальном театре. Программа первого концерта включала увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта». Первый концерт для фортепиано с оркестром (солист А. И. Зилоти), Элегию из Третьей сюиты, концерт для скрипки с оркестром (солист К. Галирж) и увертюру «1812 год». Во втором концерте Чайковский дирижировал Струнной серенадой, темой и вариациями из Третьей сюиты, а А. И. Зилоти исполнил несколько пьес для фортепиано соло. Под конец был поставлен второй акт из балета «Лебединое озеро» (первое исполнение за границей).
4 Вероятно, Чайковский познакомился с оперой «Либуше» у кого-нибудь из музыкантов или на репетиции, так как, судя по его дневнику, он был в театре всего два раза: на «Отелло» Дж. Верди и на «Проданной невесте» Б. Сметаны.
5 На этом банкете Чайковский выступил с речью на чешском языке: «Не из неуместной скромности, но по правде, я должен сознаться, что оказанные мне почести превосходят меру моих заслуг настолько, что они потрясли бы и уничтожили меня, если бы я не умел отделить ту часть симпатии, которая касается меня лично, от той, которая в моей особе воздается чему-то гораздо высшему и важнейшему, чем я! <.. .> Мой слабый, бедный голос слишком незначителен в сравнении с этими далеко раздающимися рукоплесканиями и этим хором похвал, который я слышу уже целых восемь дней» (ЖЧ, т. 3, с. 221). «Банкет... Моя речь... В общем, конечно, это один из знаменательнейших дней моей жизни. Я очень полюбил этих добрых чехов. Да и есть за что!!! Господи! Сколько было восторгу, и все это не мне, а голубушке России» (Дневники, с. 197—198).
6 У Ф. А. Шуберта приведена неверная дата — 21 февраля.
7 Мемуарист ошибся. До этого, в 1887 г., Чайковский дирижировал премьерой и двумя спектаклями оперы «Черевички» и премьерой и первыми спектаклями оперы «Чародейка». Но композитор остался недоволен собой и никогда более не соглашался стать за пульт оперного капельмейстера. Исключение он сделал, не считая Праги, только для оперного товарищества И. П. Прянишникова в 1892 г., желая помочь этому коллективу.
8 Опасение, что сюжет «Онегина» не будет понят в Праге, не оставляло Чайковского. В период подготовки оперы он обратился к переводчице текста оперы Марии Червинковой-Ригеровой с просьбой, чтобы она написала небольшое вступление к либретто, разъясняющее содержание романа Пушкина и тот типичный русский характер быта и героев, который мог быть непонятным чешским зрителям.
9 Чайковский приехал в Прагу вторично 16/28 ноября 1888 г.
10 Об исполнении «Евгения Онегина» в Праге см. коммент. 2 к воспоминаниям П. М. Пчельникова.
11 О растущем успехе оперы Чайковскому писали его чешские друзья. А. Дворжак прислал ему письмо, в котором высказал свое восхищение «Евгением Онегиным» (А. Дворжак в письмах и воспоминаниях.— М., 1964, с. 84).