Воспоминания о пребывании П. И. Чайковского в Таганроге и Одессе (Комментарии)

Чайковский Ипполит Ильич (1843—1927) — брат П. И. Чайковского. Морской офицер, генерал-майор от адмиралтейства, член правления Русского общества пароходства и торговли. С 1919 г.— научный сотрудник ГДМЧ.

Опубликовано: Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 206—211- изд 2 с. 355—359; изд. 3, с. 356—360.

1 В Таганрог П. И. Чайковский приезжал в первый раз в 1886 г. (23— 25 марта), второй раз — в 1888 г. (20—23 марта) и в третий раз — в 1890 г. (26—28 октября). По воспоминаниям дочери И. И. Чайковского — Н. И. Алексеевой-Чайковской, «отец как моряк (после окончания Морского корпуса он был назначен в Черноморский флот) часто находился в плавании, а в свободное от плавания время прожил на юге, на побережье Черного и Азовского морей, сначала в Одессе, а потом в Таганроге, и потому свидания братьев были редки и непродолжительны. Несмотря на редкие свидания, между братьями сохранилась нежная любовь, а у отца, искренне гордящегося талантливым братом, любовь переходила в культ» (Алексеева- Чайковская Н. И. Личные воспоминания о П. И. Чайковском.— ГДМЧ, дм2, № 1).

2 В декабре 1892 — январе 1893 г. Чайковский предпринял поездку в Берлин, Базель, Монбелиар, Париж, Брюссель.

3 Далее в автографе зачеркнутые слова: «... окончательно отвлекший мое внимание к постепенно отворявшейся двери».

4 Встречу с П. И. Чайковским у Р. Фельдау, состоявшуюся 15 января 1893 г., описывает К. М. Думчев в своих воспоминаниях: «В январе 1893 г. я концертировал в Одессе, куда приехал в это время наш знаменитый композитор Петр Ильич Чайковский, приглашенный руководить постановкой и исполнением своей последней оперы — „Пиковая дама". Один из местных пианистов-педагогов Р. Фельдау, аккомпанировавший в моих концертах, пригласил меня однажды к себе на обед, где и состоялась моя первая встреча с Петром Ильичом. Не могу не упомянуть об изумительной деликатности Петра Ильича. После обеда у Фельдау, перед тем как начать мне мое концертное отделение, выступила малолетняя пианистка, дочь товарища брата композитора — Ипполита Ильича. Девочка сыграла одну из фантазий Листа („Немая из Портичи") очень добросовестно, но маломузыкально. После ее исполнения Петр Ильич подошел к роялю и взял несколько нот, чтобы испытать слух пианистки, но она не могла назвать ни одной из нот. Так как играла она по нотам, то Петр Ильич предложил ей сыграть что-нибудь наизусть — она и этого не могла сделать. Тогда Петр Ильич сказал ее отцу, хотя и очень вежливо, но с видимым раздражением: „Большая заслуга фортепианного учителя вашей дочери, что он сумел от нее добиться таких результатов". Отец пианистки, сконфуженный, сейчас же уехал домой.

После обеда я по просьбе Петра Ильича сыграл несколько пьес своего репертуара. Петр Ильич отнесся ко мне с чарующей приветливостью и задушевностью и взял с меня слово посещать его ежедневно и пить с ним утренний чай. И вот я каждый день утром, к девяти часам, был уже у него в „Северной гостинице" и наслаждался беседой с ним.

После завтрака мы уходили с ним на репетиции симфонического оркестра или оперного спектакля („Пиковая дама"). На третий мой концерт в Одессе неожиданно приехали Петр Ильич, София Ментер и Василий Сапельников [концерт состоялся 17 января 1893 г.]. Хотя в программу этого концерта ничего из сочинений Петра Ильича не было помещено, все же я приветствовал его исполнением одной из его пьес — фортепианного романса ор. 5 в переложении для скрипки. После исполнения этого произведения вся публика, стоя, долго, приветствовала знаменитого гостя.

При расставании Петр Ильич подарил мне свой портрет с очень теплой надписью: „Косте Думчеву на память от искренне сочувствующего старого приятеля П. Чайковского".

С момента нашей последней встречи прошло уже сорок семь лет, а я, как сейчас, помню Петра Ильича. Такого обаятельного человека ни до него, ни после него я в своей жизни никогда не встречал» (Думчев К. М. Встречи.— Знамя коммуны (Новочеркасск), 1940, 6 мая).

← в начало | дальше →