Н. Ле-Ким. П. И. Чайковский в Брюсселе

В 1893 году Чайковский пробыл шесть месяцев в Англии, дирижируя концертами, знакомя со своими произведениями1. Его пребывание и контракты в Великобритании были закончены, и он собирался вернуться в Россию, когда Общество артистов-музыкантов осенила счастливая мысль пригласить его продирижировать одним из концертов Общества в Брюсселе, посвященных исполнению его главнейших произведений2.

Гвоздем концерта было первое исполнение в Бельгии Первого, си-бемоль-минорного концерта для фортепиано с оркестром. Исполнителем его был пианист-виртуоз Франц Руммель. Он жил в Анвере у своей матери, которая там имела музыкальный магазин, весьма известный; она представительствовала там фабрику роялей Эрар и была комиссионером, распространявшим «Музыкальный гид», директором которого был г-н Куфферат, а секретарем редакции — я. <...>

После окончания концерта был прием в честь Чайковского в первом этаже ресторана «Лондон» или «Экюйе». Франц Руммель представил Чайковскому Куфферата и меня. Он принял нас очень любезно и говорил о «Музыкальном гиде» так, точно читал его ежедневно. Он говорил на французском языке превосходно.

На другой день Куфферат пригласил Чайковского завтракать, и я смог познакомиться с маэстро, чьи произведения завоевали публику как на генеральной репетиции, так и на концерте, который имел беспримерный успех.

Комментарии:

Ле-Ким Нельсон (Nelson Н. Le-Kime, 1868 — ум. после 1957) — просвещенный любитель музыки, музыкальный критик, работал в журн. «Le Guide Musical» («Музыкальный гид»), издававшемся в Брюсселе. Присутствовал на концерте Чайковского и на приеме в его честь в гостинице «Лондон». Ассоциация брюссельских музыкантов — Общество артистов-музыкантов, пригласившее Чайковского дирижировать концертом, было основано в брюссельском театре «Де ла Монне» около 1880 г. Это общество оказывало помощь своим членам, составляющим труппу театра (солистам, хору и оркестру). Оно просуществовало всего несколько лет и за неимением материальной базы распалось.

Опубликовано: Воспоминания о Чайковском, изд. 2, с. 367 - изд. 3, с. 368.

1 Мемуарист ошибается. В Англию П. И. Чайковский ездил в связи с посвящением его в звание доктора honoris causa Кембриджского университета и пробыл там всего лишь две недели — с 17/29 мая по 2/14 июня 1893 г. Пребывание в Брюсселе не связано с поездкой в Лондон.

2 В Брюсселе Чайковский пробыл с 28 декабря 1892/9 января 1893 г. по 3/15 января 1893 г. 30 декабря/11 января, 1/13 и 2/14 января он дирижировал на репетициях предстоящего концерта, 2/14 января — симфоническим концертом из своих сочинений: Третья сюита для оркестра, Первый концерт, ор. 23, для фортепиано с оркестром (солист Ф. Руммель), Сюита из балета «Щелкунчик», Пьесы для фортепиано (исп. Ф. Руммель), Вальс и Элегия из Серенады для струнного оркестра, увертюра «1812 год». В концерте было исполнено несколько вокальных произведений композитора.

«Оркестр оказался хороший, даже очень хороший, но мало дисциплинированный. Все принимали меня там очень радушно и мило, но от этого нисколько мне не было легче, так что в Брюсселе я страдал вдвойне и от волнения, и от тоски. В антракте Геварт, в качестве председателя общества вспомоществования артистов, перед собранным оркестром сказал мне благодарственное приветствие и вообще обошелся весьма мило. Я отказался от гонорара ввиду благотворительной цели концерта, и это обстоятельство очень тронуло артистов» (ЖЧ, т. 3, с. 589; письмо к М. И. Чайковскому от 4/16 января 1893 г.).

8 ноября 1893 г. в газ. «Le Siele» (Париж) появилась информация О. Ридо:

«... Общество артистов-музыкантов Брюсселя дало большой музыкальный фестиваль. Чайковский на приглашение продирижировать несколькими своими произведениями ответил согласием. Тысяча франков была определена на покрытие его дорожных расходов. В Брюсселе он узнал, что фестиваль организован в пользу кассы артистов-музыкантов, и, если он принял одной рукой эту тысячу франков, на которые он имел право, то только для того, чтобы немедленно, другой рукой, внести ее в кассу своих бельгийских собратьев.

В последний раз я видел Чайковского в Париже. Я встретился с ним на Пассаж де Панорама у его издателя и друга г-на Маккара. Он горячо говорил мне о симпатии, существующей между русскими и французскими, и о работах, опубликованных во Франции французами про русских композиторов.— „Если вы приедете в Москву,— сказал он мне,— я покажу вам в моей библиотеке, что написал Мериме о нашем национальном музыкальном искусстве, исследование Оскара Кометтана о Глинке, опубликованное в 1862 г. в Париже, страницы Густава Бертрана на ту же тему в его томе «Музыкальные национальности», книгу Сука о музыке в России и еще на эту же тему главу Артура Пугена в томе, посвященном России"».

← в начало | дальше →