Н. Д. Кашкин. Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич посетил Московскую консерваторию в последний день своего пребывания в Москве, 9 октября; ему спели аранжированный им отрывок из c-moll'ной фортепианной фантазии [№ 4] (Fantasie et sonate) Моцарта для четырех голосов с аккомпанементом на текст, им же самим написанный. Петр Ильич сидел в зале возле меня и восторгался так, что готов был, по его словам, плакать; квартет спели два раза, и он сам предложил исполнить его в одном из симфонических собраний. Сегодня его просьба исполняется, и квартет «Ночь» будет спет теми же исполнителями, которых он слышал в последний раз в консерватории2. Тут же в консерватории он сказал мне, между прочим, что красота мелодии [Моцарта] для него — тайна и что он сам не может объяснить неотразимой прелести простой мелодии этого квартета. Никому из бывших тогда в консерватории, конечно, и в голову не приходило, что это свидание будет прощальным и что через две недели с небольшим не станет светлой надежды русской музыки, и что мы больше не увидим этого здорового, бодрого человека, прощавшегося со всеми до скорого свидания, так как непременно хотел быть в симфоническом собрании 23 октября.

Велика и тяжела утрата П. И. Чайковского для всех, но особенно должны будут оплакивать его все молодые русские таланты, для которых он был надежным и сильным помощником и покровителем. Нельзя выразить, с какой утонченной добротой и деликатностью он относился ко всем молодым людям, приносившим или присылавшим ему свои сочинения. Как ни дорожил он своим временем, [он] не только тщательно просматривал присланное ему, но очень часто писал длинные письма с подробным анализом, если присланное хотя сколько- нибудь того заслуживало, но, во всяком случае, со словом утешения или поощрения даже при не особенно больших задатках. Если же он встречал что-нибудь действительно талантливое, то всегда готов был и на личные траты, и на хлопоты всякого рода, лишь бы дать ход молодому таланту. Впрочем, с такой же сердечной теплотой покойный относился и ко всем, прибегавшим к его помощи; его любвеобильное сердце не выносило чужих страданий, и скорее он способен был поставить себя в затруднительное положение, чем отказать нуждающемуся в помощи.

Комментарии:

Кашкин Николай Дмитриевич (1839—1920) — музыкальный критик, профессор Московской консерватории по классу теории и истории музыки (1866—1896 и 1905—1908); автор ряда воспоминаний о Чайковском, его близкий друг; композитор посвятил Кашкину романс «Ни слова, о друг мой», ор. 6. № 2.

Опубликовано: Рус. ведомости, 1893, 6 ноября; Воспоминания о Чайковском, изд. 1, с. 379—388; изд. 2, с. 417—425; изд. 3, с. 419—427.

1 Увертюра c-moll сочинена Чайковским летом 1865 г. в Каменке, инструментована в начале января 1866 г. в Москве. После неодобрительного отзыва Н. Г. Рубинштейна об увертюре 19 января 1866 г. Чайковский переслал рукопись Ларошу в Петербург с тем, чтобы он предложил ее А. Г. Рубинштейну для исполнения. Последний также не одобрил ее. Впервые увертюра была исполнена в 1931 г. в Воронеже под управлением К. С. Сарад- жева, затем в Киеве и в 1934 г. в Москве.

2 Квартет «Ночь» исполняли ученики класса профессора Московской консерватории Е. А. Лавровской: Б. Абрамович, Е. Збруева, М. Чупрынни- ков, В Гепецкий, Е. И. Збруева пишет в своих мемуарах: «Петр Ильич был очень тронут нашим „сюрпризом", остался доволен нашим исполнением, весело благодарил нас, шутил и смеялся, а мы были наверху блаженства и гордились своей ролью „первых исполнителей" его квартета» (Збруева Е. Мой путь жизни и труда. 1934.—ГЦТМБ, № 168819). Публично в первый раз квартет с сопровождением оркестра (в инструментовке С. И. Танеева) был исполнен 6 ноября 1893 г. в концерте памяти П. И. Чайковского под управлением В. И. Сафонова (второе симфоническоее собрание Московского отделения РМО).

← в начало