Мей Лев Александрович

Мей Лев Александрович (1822-1862), русский поэт 13 (25).II.1822, Москва - 16 (28).V.1862, Петербург — русский поэт.

Начал печататься в 1840, за год до окончания Александровского лицея. Многие стихи Мея связаны с античной тематикой, он проявлял также интерес к русской старине и фольклору, создал поэтическое переложение "Слова о полку Игореве". Его исторические драмы легли в основу ряда опер Н.А.Римского-Корсакова ("Псковитянка", "Царская невеста", "Сервилия"). Основные достижения Мея связаны с лирикой, а также с поэтическим переводом.

Сборники его произведений были представлены в библиотеке Чайковского. Отдельные стихотворения Мея рекомендовала композитору для его романсов Н.Ф.фон Мекк. 11 романсов Чайковского написаны на стихи Мея. 7 из них являются переводами из И.В.Гете, Г.Гейне (2), Т.Г.Шевченко, А.Мицкевича (2), В.Сырокомли. Среди наиболее известных образцов вокальной лирики композитора на слова Мея - романсы "Нет, только тот, кто знал" (1869, "Песнь арфиста" И.В.Гете), "Хотел бы в единое слово" (1875, "Дома" Г.Гейне), "Моя баловница" (1875, из А.Мицкевича).

Помимо того, с оригинальными стихами и переводами Мея связаны романсы "Отчего" (1869, "Лирическое интермеццо" Г.Гейне), "Говорит султанша канарейке..." (1874, "Канарейка"), "Я с нею никогда не говорил..." (1874, "Песня"), "Вишневый садик возле хаты..." (1875, "Вечер" Т.Г.Шевченко), "Зачем..." (1875), "Как пошел я с казаками..." (1875, "Корольки" В.Сырокомли), "Али мать меня рожала..." (1875, "Песня" А.Мицкевича).

Таким образом, Чайковский, используя поэзию Мея, через его переводы вводил в свою вокальную лирику образы европейской поэзии. Стихи Гёте, Гейне в переводах Мея стали уже фактами русской поэзии, поэтому представляет большую проблему определить является ли в таких случаях обращение Чайковского к поэзии Мея или тех авторов, которых он переводил. Но, так или иначе, романсы Чайковского на оригинальные стихи Мея, равно как и на его переводы европейской поэзии составляют подлинные музыкально-поэтические шедевры. Именно в таком виде они и вошли в мировую музыкальную культуру.

П. Е. Вайдман