Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)

№ 101. К А. И. Давыдовой.

Гапсал, 8-го августа.

<...> Последние дни доживаем в Гапсале. В субботу, через три дня уже, будем на пароходе. Гапсал сам по себе ничего не стоит, но он оставит во мне несколько приятных воспоминаний, благодаря сожительству Давыдовых (нет предела любви и уважения, которые я питаю к этому семейству), а также сознанию, что время не пропало даром. Как я ни дичился и не избегал здесь знакомств, а кончилось все-таки, что я перезнакомился со всеми. Сегодня на прощанье поедем в лес обедать.

К 15-му августу все три брата вернулись в Петербург. Петр Ильич пробыл с близнецами около недели и в двадцатых числах августа поехал в Москву.

В течение сезона 1866 — 1867 года Петр Ильич сочинил:

I. Ор. 15. Торжественную увертюру на датский гимн. Начата в сентябре, кончена в октябре 1866 года. Издание П. Юргенсона.

II. Ор. 13. Симфонию G-моль № 1, «Зимние грезы». Начата в марте, кончена в ноябре 1866 г. Относительно последней части ее Н. Д. Кашкин говорит следующее: «Чайковский в начале своей деятельности охотно пользовался народными песнями и для финала своей первой симфонии взял песню «Цвели цветики». К сожалению, песня эта, попав в число общеупотребительных городских, сильно пострадала; конец же ее, очевидно не народный, очень смущал Петра Ильича, который обращался к различным знатокам русской песни, как например, П. М. Садовскому и Островскому, знавшим наизусть множество народных напевов, но никто не знал ничего, кроме ходячего городского варианта, в таком виде оставшегося в симфонии. Я привожу это ради того, чтобы в позднейшие времена не подумали, что автор «Зимних грез» в начале не совсем знал и понимал характер и склад народной песни». Как видно из письма Петра Ильича к П. И. Юргенсону от 15 апреля 1886, он, «по совету Н. Рубинштейна, до первого исполнения в Москве симфонии, сделал в ней переделки», затем, после исполнения «тогда же решил изменить ее коренным образом, но произвел это не ранее, как в 1874 году». Симфония была исполнена в первый раз в симфоническом собр. Р. М. О. 3 февраля 1868 г. под управлением Н. Рубинштейна. Издание П. Юргенсона.

III. Op. 1. Русское скерцо и Импромптю. Написано в первые месяцы 1867 г. Первое из этих сочинений сначала носило название «Каприччио». Оно построено на теме из первой части квартета В-дур, написанного еще в консерватории в 1865 г. Тема — малороссийская, записана Петром Ильичем летом того же года в Каменке. «Импромптю» написано еще в консерватории и, по словам Н. Д.

Кашкина, для печати не предназначалось. Оно лежало среди других его петербургских работ, но в этой тетради было несколько пустых листов бумаги, на которых было написано «Каприччио», сделанное для Н. Рубинштейна. Последний в этом виде передал Юргенсону тетрадку, не предупредив о том, что «Импромптю» не предназначается к печатанию. Чайковский увидел уже свои обе пьесы в корректуре; сначала он был неприятно поражен, а потом решил помириться с совершившимся фактом. «Русское скерцо» было исполнено Н. Рубинштейном в его концерте 1867 г. Обе вещи были напечатаны, кажется, в том же году. Посвящены, так же, как и симфония, Николаю Рубинштейну. Издание П. Юргенсона.

IV. Ор. 2. «Воспоминание о Гапсале», фортепианные пьесы. 1) «Развалины замка», 2) «Скерцо», 3) Песня без слов». Июнь и июль 1867 г., Гапсал. Из этих трех вещей только первая и последняя вполне сочинены в Гапсале. «Скерцо» взято Петром Ильичем из одного произведения консерваторского периода. «Воспоминания о Гапсале» посвящены Вере Васильевне Давыдовой (Бутаковой). Издание П. Юргенсона.

Кроме того с весны 1867 года Петр Ильич начал сочинять оперу «Воевода».

← в начало | дальше →