Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)

30-го января 1869 г. состоялось первое представление оперы «Воевода», в бенефис Меньшиковой. Афиша гласила следующее:

ВОЕВОДА

Опера в трех действиях и четырех картинах.

Сюжет заимствован из комедии «Сон на Волге» А. Н. Островского.

Музыка П. И. Чайковского.

Костюмы: мужские — г. Симоне, женские — г. Манохина.

Танцующие во 2-м действии г-жи Львова, Есаулова 1-я, Никифорова 2-я, Александрова 2-я; корифеи: г-жи Ежова, Терентьева, Зьгбина 1-я, Горохова 1-я, Беликова, Прокофьева, Владимирова 1-я и Феоктистова — Русскую Пляску.

Действующие:

Нечай Шалыгин — г. Финокки.
Влас Дюжой — г. Ралонежский.
Настасья, жена его — г-жа Анненская.
Марья Власьевна — г-жа Меньшикова.
Прасковья Власьевна — г-жа Кроненберг.
Степан Бастрюков — г. Раппорт.
Дубровин — г. Демидов.
Олена, жена его — г-жа Иванова.
Резвый — г. Божановский.
Шут — г. Лавров.
Недвига — г-жа Розанова.
Новый воевода — г. Корин.

Слуги воеводы, слуги Дюжого, няньки и сенные девушки.

Внешний успех оперы был большой. Композитора вызывали 15 раз и поднесли ему лавровый венок. Исполнение обошлось не без шероховатостей. Дело в том, что г. Раппорт несколько ночей до этого не спал от нарывавшего пальца, поэтому несколько раз в течение вечера чувствовал себя дурно, а в первом действии чуть не упал без сознания. «Если бы не бенефициантка, поддерживавшая его на своих руках, как маленького ребенка, то пришлось бы опустить занавес», — пишет Петр Ильич братьям. «В начале, — рассказывает Н. Кашкин, — произвел очень хорошее впечатление женский хор на народную тему «За морем утушка», быстро приобрела популярность песня «Соловушко», понравилась ария тенора «Догорай на небе», построенная, если не ошибаюсь, на шотландском пентахорде без полутонов, встречающемся и в наших народных песнях; дуэт Олены и Марьи «Тихо луна взойдет» также имел успех, а квартет в конце оперы «Темная ночка» еще больший».

Ларош об исполнении оперы отозвался так: «Бенефициантка, как известно, одарена прекрасным голосом и, как также известно, не одарена драматическим чутьем; она не отличается и музыкальным образованием: то и другое ей значительно вредит в роли Марьи Власьевны. То же, к сожалению, должно сказать о г. Демидове, исполнявшим роль Дубровина: голос его, пожалуй, еще лучше, но его сценическая несостоятельность тем более бросается в глаза.

← в начало | дальше →