Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)

Этим письмом кончается переписка Петра Ильича в сезоне 1870 — 1871 г. Очень вероятно, что многие письма его этого времени не сохранились вследствие случайных причин, но, несомненно, что он с февраля и писать их стал реже обыкновенного.

Дело в том, что, очень нуждаясь в деньгах, он, по совету Н. Рубинштейна, решил дать концерт в свою пользу, и чтобы заинтересовать им публику, считал нужным показать что-нибудь новое, крупное из своих сочинений. Рассчитывать на большой сбор он не мог и поэтому даже и не смел задумывать участие оркестра и остановился на мысли сочинить для этого случая квартет. Таково было побуждение к сочинению квартета № 1 (D-дур). Вследствие этого весь февраль был Петром Ильичем исключительно посвящен этому произведению.

Концерт состоялся 16 марта в малом зале Благородного собрания и, благодаря участию квартета Русского музыкального общества с Лаубом во главе, Н. Рубинштейна, главным же образом Лавровской, бывшей тогда в апогее своей громадной популярности — сделал хотя и неполный, но хороший сбор. Программа этого концерта была следующая:

Отделение I. 1. Квартет для смычковых инструментов (D-дур), П. Чайковского, исполненный гг. Лаубом, Гржимали, Минкусом и Фитценгагеном. 2. Романсы: а) «Нет, только тот, кто знал», П. Чайковского и б) «Comme a vinght ans» Дюрана, исполненные Е. А. Лавровской. 3. Романс для виолончели В. Фитценгагена и Мазурка Поппера, исп. Фитценгагеном.

Отделение II. 1. Дуэт из оп. «Воевода», «Только луна взойдет» исп. гт.-жами Александровой и Байковой. 2. «Reverie» и Мазурка П. Чайковского, исп. Н. Рубинштейн. 3. Романсы «Забыть так скоро» и «И больно, и сладко» П. Чайковского, исп. г-жа Александрова. 4. Соло для скрипки, исп. Лауб. 5. Хор для женских голосов «Природа и Любовь» П. Чайковского, исп. ученицы класса г-жи Валзек.

Кашкин в своих воспоминаниях говорит, что «концерт этот, между прочим, посетил И. С. Тургенев, бывший тогда в Москве и заинтересовавшийся молодым композитором, слухи о котором до него дошли за границей еще. Внимание знаменитого писателя было замечено и истолковано в благоприятном для композитора смысле, тем более что Тургенев отозвался самым сочувственным образом о сочинениях его, хотя главного из них, квартета, он не застал, приехав после начала».

Около двадцатых чисел мая Петр Ильич поехал сначала в Конотоп, местопребывание старшего брата Николая Ильича, оттуда в Киев к Анатолию и, захватив его с собою, — в Каменку, ще провел большую половину лета. Остальную часть его он посвятил своим друзьям, Кондратьеву и Шиловскому, и провел у первого десять дней, у второго — около месяца.

Имение Кондратьева — село Низы, Сумского уезда, Харьковской губернии, лежит в 15-ти верстах от города Сумы. Расположенное у самой очаровательной реки Малороссии, Псела, это место соединяет в себе все прелести южнорусской природы с ярко-зеленым колоритом столь любезной сердцу Петра Ильича северной, великорусской. В самую жаркую пору здесь, вместо безнадежно-унылого вида каменских окрестностей, выгорающих уже в июле, изумрудные равнины заливных лугов, окаймленных группами дубовых лесов. В особенности восхищал Петра Ильича Псел с его быстротечной, прозрачной водой, чудной для купанья.

Петру Ильичу чрезвычайно понравилось место, но образ жизни, несколько на городской лад, обилие гостей, родных хозяина и вообще чрезмерная людность заставили отдать предпочтение Усову, поместью Шиловского, ще не было ни комфорта Низов, ни купанья, кроме пруда с пиявками, ни особенных красот, а просто заброшенная усадьба среди лесистой, приятной для прогулок местности. Главное же, там было отрадное одиночество, почти не стесняемое присутствием хозяина, который, зная вкусы своего учителя, предоставлял его самому себе. По климату (Усово — Тамбовской губернии, Кирсановского уезда) здесь поздним летом так же хорошо, как в Харьковской губернии, и Петр Ильич провел там чудный конец каникул. С этих пор, в течение нескольких лет, Усово затмило все остальные летние резиденции Петра Ильича и стало для него центром постоянного влечения, чуть начинали зеленеть деревья и луга.

Хронологический порядок работ Петра Ильича в сезоне 1870 — 1871 гг.:

I. Op. 9. Три фортепианные пьесы. 1. «Ревери», посвященная Н. Муромцевой. 2. «Салонная полька», посвященная А. Зограф. 3. «Салонная мазурка», посвященная А. И. Дюбюку. Последняя из этих вещей взята автором из музыки к хронике А. Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», которую он собирался написать по просьбе драматурга, и из которой, кажется, была написана только мазурка.

II. Романс «Забыть так скоро», на слова А. Апухтина. Этот романс, так же, как и фортепианные пьесы, был написан до 26-го октября 1870 года и издан П. Юргенсоном.

III. «Природа и любовь», трио для 2 сопрано и альта с хором и с сопровождением фортепиано. Посвящена эта вещь г-же Валзек и написана в декабре 1870 г. специально для учениц этой преподавательницы, исполнена в первый раз в концерте Петра Ильича 16-го марта 1871 г. Издана после смерти композитора П. Юргенсоном.

IV. Ор. 14. Квартет № 1 (D-дур), для двух скрипок, альта и виолончели, посвящен Сергею Александровичу Рачинскому. Сочинен в течение февраля 1871 г. В первый раз исполнен в концерте П. И. Чайковского 16-го марта 1871 г.

Анданте этого квартета построено на русской песне «Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком». Записана она была Петром Ильичем в Каменке, летом 1869 г. Пел ее плотник, уроженец Калужской, работавший в соседстве с комнатой, где композитор в то время инструментовал «Ундину».

V. «Учебник гармонии», составлен был в течение лета в Низах, у Кондратьева. Издан П. Юргенсоном.

Кроме того, в течение всего сезона писалась опера «Опричник».

← в начало | дальше →