Жизнь Чайковского. Часть IV (1866 — 1877)

На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для опер. X. молол невообразимую чепуху и предлагал самые невообразимые сюжеты. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать сочинения Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, с восторгом прочел и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. На другой день съездил к Шиловскому, и теперь он, на всех парах, обделывает мой сценариум. Вот тебе этот сценариум вкратце:

Действие первое.

Картина 1. При открытии занавеса старуха Ларина и няня варят варенье и вспоминают старину. Дуэт двух старух. Из дома слышно пение. Это Татьяна с Ольгой под аккомпанемент арфы поют дуэт на текст Жуковского. Являются крестьяне с последним снопом, поют и пляшут. Вдруг казачок докладывает: «гости!» Переполох. Входит Евгений и Ленский. Церемония угощения и представления (брусничная вода). Евгений Ленскому, а Татьяна Ольге передают свои впечатления: квинтет a la Mozart. Старухи уходят готовить ужин. Молодежь остается гулять попарно. Они чередуются (как в «Фаусте»). Татьяна сначала дичится, потом влюбляется.

Картина 2. Сцена с няней и письмо Татьяны.

Картина 3. Объяснение Онегина с Татьяной.

Действие второе.

Картина 1. Именины Татьяны. Бал. Сцена ревности Ленского. Он оскорбляет Онегина и вызывает на дуэль. Общий ужас.

Картина 2. Предсмертная ария Ленского и дуэль на пистолетах.

Действие третье.

Картина 1. Москва. Бал в собрании. Свидание Тани с целой вереницей тетушек и кузин. Они поют хор. Появление генерала. Он влюбляется в Таню. Она ему рассказывает свою историю и соглашается выйти замуж.

Картина 2. В Петербурге. Татьяна ждет Онегина. Он является. Огромный дуэт. Татьяна после объяснения поддается чувству любви к Евгению и борется. Он умоляет ее. Является муж. Долг берет верх. Онегин в отчаянии убегает.

Ты не поверишь, до чего я ярюсь на этот сюжет. Как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности! Какая бездна поэзии в «Онегине»! Я не заблуждаюсь, я знаю очень хорошо, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере, но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой все недостатки.

29-го я уезжаю к К. Шиловскому и проживу у него с месяц. Адрес: Моск. губ. Звенигородского уезда, г. Воскресенск, оттуда в Глебово.

№ 311. К Л. Давыдову.

19-го мая 1877 г. Москва.

<...> Я буду у вас во второй половине лета, а не теперь. Причины следующие: в 60-ти верстах от Москвы живет старший из братьев Шилов-ских, очень талантливый и милый человек, жену которого я тоже очень люблю. Этот Шиловский, по моему указанию, пишет теперь для меня либретто оперы. Как только кончатся экзамены, я еду к нему и тотчас приступаю к сочинению оперы. Я живу у него в отдельном огромном флигеле, вдали от дома, так что никто и ничто не может мешать. Сочинение же оперы дело такого рода: 1) в течение нескольких часов я не должен видеть ни души и знать, что и меня никто не видит и не слышит: сочиняя, я имею привычку громко петь, и мысль, что меня слышно, меня стесняет; 2) я имею в моем распоряжении фортепиано тут же, в спальне. Без этих условий писать я не могу, по крайней мере, покойно и легко.

Вот эти два условия я не могу найти в Каменке. А писать оперу мне необходимо, так как я чувствую теперь к этому делу непреодолимое влечение и упускать время нельзя.

Левушка, ты знаешь, что если собрать в одну кучу моих друзей, и в том числе Шиловских, то моя любовь к этой куче не будет равняться и сотой доли моей любви к Саше, к вашим детям, к тебе, ко всем камен-ским Давыдовым. Там соединились все предметы моих самых нежных чувств. Но ты согласишься, что я не встречу в Каменке условий, благоприятных для сочинения, по крайней мере, такого сложного труда, как опера. В Вербовке это скорее возможно. Итак, душа моя, я приеду к вам во второй половине лета, чтобы отдохнуть сердцем и умом.

← в начало | дальше →