Камиль Сен-Санс

Родился в Париже 9 октября 1835 года. Образование получил в Парижской консерватории у Галеви и Ребера, а также брал частные уроки у Гуно. Уже в консерватории обнаружилось яркое композиторское и исполнительское дарование Сен-Санса. Шестнадцати лет он написал свое первое большое произведение — Первую симфонию.

По окончании консерватории Сен-Санс становится органистом в различных церквах Парижа, а также много концертирует как пианист.

С 1870 года он целиком отдается композиторско-исполнительской деятельности. Сен-Санс совершает ряд концертных поездок по Европе, во время которых дирижирует своими произведениями — симфониями и симфоническими поэмами: «Прялка Омфалы» (1871), «Пляска смерти» (1874), «Фаэтон» (1875), «Юность Геракла» (1877), исполняет свои фортепианные концерты. В этот период им написаны библейские оратории, мессы, реквием.

Большое влияние на композитора оказало творчество Берлиоза и Листа. «Именно Берлиоз сформировал мое поколение и, смею сказать, оно было хорошо сформировано», — писал Сен-Санс в своих «Портретах и воспоминаниях».

Первые оперные сочинения Сен-Санса — одноактная опера «Желтая принцесса» (1872) и опера «Серебряный колокольчик» (1877) — не имели успеха. Дирекция Парижской Большой оперы не хотела поэтому даже рассматривать представленную композитором партитуру его новой оперы «Самсон и Далила». Ф. Лист, высоко ценивший дарование французского композитора, осуществил постановку «Самсона и Далилы» в Веймаре в 1877 году. «Самсон и Далила», начиная с 90-х годов, обошла оперные сцены мира.

В лучшей своей опере Сен-Санс с большой силой раскрыл столкновение характеров главных героев. Властолюбивая, смелая, коварная Далила и благородный, могучий народный герой Самсон. Яркая мелодичность и певучесть (достаточно указать на широко известные арии Далилы) в сочетании с тонкостью и изяществом, отличным вкусом и большим мастерством композитора принесли заслуженный успех этому произведению.

После «Самсона» Сен-Санс написал ряд опер. «Этьен Марсель» (1879), «Генрих VIII» (1883), «Прозерпина» (1887), «Асканио» (1890), «Фрина» (1893), «Варвары» (1901), «Елена» (1904) «Предок» (1906). Но ни одно из этих произведений не имело такого успеха, как «Самсон и Далила».

Интенсивная композиторская и исполнительская деятельность сочеталась у Сен-Санса с музыкально-критической работой. Он — автор ряда книг по музыке и журнальных статей.

Высокую оценку творчеству Сен-Санса дал Ромен Роллан: «Во французской музыке он нечто исключительное, явление вплоть до последнего времени почти единичное. В нем представлены великий классический дух, высокая энциклопедичность музыкальной культуры».

Умер Шарль Камиль Сен-Санс 16 декабря 1921 года в Алжире.