Сен-Санс Камиль

Сен-Санс Камиль (1835 - 1921), французский композитор, пианист, органист, дирижер, педагог, музыкальный писатель 1835 - 1921, французский композитор, пианист, органист, дирижер, педагог, музыкальный писатель. Член Института Франции. Почетный член Петербургского отделения Императорского русского музыкального общества (1909).

К.Сен-Санс - одно из самых авторитетных, известных, популярных имен на французском музыкальном небосклоне второй половины XIX - начала XX столетий. Широкой известностью пользовались его оперы ("Самсона и Далилу" высоко ценили Римский-Корсаков, Лист), многочисленные инструментальные сочинения для разных составов, симфонии.

Сен-Санс не принадлежал к числу любимых французских композиторов Чайковского, гораздо больше ему нравился Жорж Бизе, его "Кармен". Оперы же Сен-Санса "Этьен Марсель" (услышал в Париже в 1879 году) и "Генрих VIII" (был на спектакле в 1886) ему совершенно не понравились, о чем он сообщил в письме к фон Мекк и записал в Дневнике. Другие же произведения привлекли внимание Чайковского. Кроме того, он не мог не считаться с положением Сен-Санса в французских музыкальных кругах.

Встреча Чайковского с Сен-Сансом состоялась в Москве в 1875 году, в связи с выступлением французского музыканта, на которое Петр Ильич откликнулся в газетной рецензии следующим образом: "Г-н Сен-Санс принадлежит в своем отечестве к небольшому кружку представителей идей прогресса в музыке. В этом передовом кружке, состоящем из наиболее талантливых современных французских композиторов... г.Сен-Санс занимает самое видное место...". В исполненном Втором фортепианном концерте Чайковский отметил "необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы и, вместе с тем, весьма самобытную творческую индивидуальность".

Сен-Санс обещал способствовать исполнению музыки Чайковского в Париже, и, по его инициативе, в декабре следующего года там была исполнена увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта".

Последняя встреча Чайковского и Сен-Санса состоялась в год смерти русского композитора, в Кембридже, где они оба были удостоены звания почетного доктора Кембриджского университета. Чайковский продирижировал тогда "Франческой да Римини", и в своей книге "Портреты и воспоминания" Сен-Санс пишет об этом концерте, сравнивая произведение Чайковского с симфонией "Данте" Листа.

Л. З. Корабельникова