Рахманинов. Опера «Скупой рыцарь»

Опера в 1 действии. Написана на текст одноименной маленькой трагедии А. С. Пушкина с небольшими изменениями и сокращениями.
Первое представление состоялось 11 января 1906 года в Москве на сцене Большого театра.

Действующие лица:
Барон, баритон
Альбер, его сын, тенор
Герцог, баритон
Ростовщик, тенор
Слуга, бас

Первая картина. В башне. Молодой Альбер — сын богача Барона беден. Ему не на что купить нарядный костюм или новый шлем взамен старого, пробитого на поединке. Не раз прибегал юноша к услугам Ростовщика, но сейчас тот отказывается дать снова денег взаймы. Он требует заклада, а у Альбера ничего нет. Однако как ни беден Альбер, он ни за что не променяет нищету на богатство, добытое ценой бесчестья. С негодованием отвергает он коварное предложение Ростовщика — отравить старика Барона и стать наследником несметных богатств. В бешеном гневе прогоняет он Ростовщика прочь и решает идти к Герцогу — искать управы на скупого отца.

Вторая картина. Подвал. Барон один сидит перед сундуками, наполненными золотом. Скупец наслаждается сознанием своего могущества: стоит ему захотеть, и воздвигнутся великолепные дворцы; он может купить все — вдохновение и добродетель, бессонный труд и кровавое злодейство. — Мне все послушно, я же — ничему! — торжествует Барон.

Любуясь накопленным золотом, он размышляет о той страшной цене, какой добыты эти червонцы:

Да! если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп — я захлебнулся б
В своих подвалах верных.

Барон зажигает свечи перед сундуками. — Я царствую!.. Какой волшебный блеск!— восторгается старик. Он чувствует себя всесильным властелином. Лишь одна мысль гложет его и приводит в содрогание — что будет с этими сокровищами после его смерти? О, если бы он мог прийти из могилы и охранять, как ныне, свои богатства!

Третья картина. Во дворце. Герцог согласился с жалобой Альбера и пообещал усовестить скупца. Он хочет поговорить со стариком наедине, без шума, и просит сына удалиться в соседнюю комнату. Спрятавшийся там Альбер слышит, как отец оговаривает его перед Герцогом; слышит, как старик рассказывает о мнимом покушении сына на ограбление и убийство отца. Взбешенный Альбер врывается в комнату и, не помня себя от гнева, бросает отцу обвинение во лжи. Барон вызывает сына на дуэль, тот принимает вызов. Возмущенный Герцог изгоняет Альбера и негодующе упрекает Барона. Но старик не слушает упреков — ему дурно, он чувствует приближение смерти. Одна мысль владеет Бароном даже в этот страшный момент — мысль о богатствах, скрытых в подвалах замка. — Где ключи? Ключи, ключи мои!— с этим криком скупец умирает.