Глюк. Опера «Ифигения в Тавриде»

Опера в 4 действиях. Либретто по одноименной трагедии Еврипида написано Ф. Гийяром.
Первое представление состоялось 18 мая 1779 года в Париже.

Действующие лица:
Ифигения, сопрано
Орест, баритон
Пилад, тенор
Тоас, бас
Диана, сопрано

Первое действие. Бушует море. Свирепые волны с грохотом обрушиваются на прибрежные скалы Тавриды — суровой и неприветливой земли скифов. Здесь, в храме Дианы (Артемиды) находится Ифигения, дочь микенского царя Агамемнона. Перед тем как отправиться в поход на Трою, Агамемнон принес ее в жертву богине, и Диана в облаке перенесла девушку из солнечной Авлиды в дикую страну скифов. Долгие годы служит Ифигения богине — она жрица в храме Дианы. Девушку гложет тоска по родине, по милым сердцу родным местам. А сегодня Ифигения особенно печальна. С грустью рассказывает она жрицам — таким же, как она греческим девушкам — о привидевшемся ей страшном сне. Перед Ифигенией возник отчий дом. Озаряемые яркими вспышками молний, под зловещие раскаты грома рушились стены дворца. Пал Агамемнон, сраженный своей женой Клитемнестрой. Но и мужеубийцу настигло возмездие — Клитемнестра нашла смерть от руки своего сына Ореста. Вещее видение угрожает Ифигении — она должна стать убийцей родного брата — Ореста. По воле царя скифов Тоаса, Ифигения должна участвовать в кровавых жертвоприношениях. Оракул предсказал, что Тоаса убьет чужестранец, и царь обрекает на гибель каждого нового человека, вступающего на землю Тавриды. Вот и сейчас, когда скифы сообщают своему повелителю о том, что буря разбила греческий корабль, а двое греческих юношей захвачены в плен, Тоас приказывает жрице умертвить пленников. Связанные по рукам и ногам юноши ведут себя мужественно: смело смотрят грядущей смерти в лицо и отказываются отвечать на вопросы Тоаса — кто они и зачем прибыли в Тавриду. Кружась в диком танце, набрасываются скифы на пленников и увлекают их в храм. Там они будут принесены в жертву богам.

Второе действие. В храме Дианы заточены плененные скифами брат Ифигении Орест и его друг Пилад. Горько оплакивает свою судьбу Орест. Его — убийцу матери — неотвратимо преследуют злобные фурии. Нигде нет ему покоя от них. Но не только это терзает Ореста. Он не может себе простить, что по его вине Пилад, лучший друг его, попал в плен. Тщетно пытается Пилад утешить друга, напрасно уверяет, что счастлив умереть вместе с ним — Орест безутешен. Его страдания еще больше возрастают, когда по приказу Тоаса друзей разлучают. Оставшись один, Орест вновь мучительно вспоминает убийство матери. Преследуемый мстительными фуриями, он в изнеможении падает на пол и, наконец, забывается в тяжелой полудремоте. Но и сон не приносит несчастному желанного успокоения. Перед ним возникают страшные видения умерщвленной Клитемнестры. Только приход Ифигении, которую Орест не узнает, на время избавляет его от кошмаров. С ужасом узнает Ифигения от юноши горькую правду о судьбе своего рода — историю трагических смертей отца и матери. Юноша решает скрыть от жрицы свое настоящее имя и заявляет, что матереубийца Орест погиб. В безутешном горе удаляется Ифигения, оплакивая смерть любимого брата. Оставшись один, Орест снова впадает в исступление — мучимый кошмарами юноша близок к помешательству.

Третье действие. Покои Ифигении. Ифигения решила спасти пленника, столь похожего на ее погибшего брата Ореста. Но юноша решительно отвергает ее помощь. Он просит, чтобы жизнь была сохранена другу — Пиладу. Ни уговоры Ифигении, ни мольбы Пилада не могут изменить его решения. Он ждет смерти как избавления от страданий и мук. Орест умертвит себя, если Пилад не согласится использовать возможность спасения. Уступив настояниям друга, Пилад бежит из плена. Он попытается с помощью спрятанных на побережье спутников освободить Ореста.

Четвертое действие. Все готово к началу жертвоприношения. Ифигения уже занесла над коленопреклоненным пленником нож. Но перед смертью юноша с грустью вспоминает о своей сестре — вот так же много лет назад на жертвеннике в Авлиде погибла его родная сестра Ифигения. Со слезами радости на глазах падает Ифигения в объятия вновь обретенного брата. Но Тоас, взбешенный бегством одного из пленников, приказывает жрице не медля совершить жертвоприношение. В ответ на отказ девушки умертвить брата он сам решает убить Ифигению и Ореста. Внезапно подоспевшая помощь выручает их. В храм врываются греческие воины, предводительствуемые Пиладом. Сраженный ударом меча Пилада, падает на землю Тоас. И когда разъяренные скифы бросаются на чужестранцев, чтобы отомстить за смерть своего царя, появляется Диана. Богиня приказывает прекратить борьбу. Она объявляет Оресту прощение богов. Отныне Орест свободен от преследующих его фурий и может вместе с сестрой благополучно вернуться на любимую родину.