Массне. Опера «Таис»

Лирическая опера в 3 действиях. Либретто по одноименному роману Анатоля Франса написано Л. Галле.
Первое представление состоялось 16 марта 1894 года в Париже.

Действующие лица:
Атанаэль, отшельник, баритон
Нициас, молодой философ, тенор
Палемон, старый отшельник, бас
Таис, куртизанка, сопрано
Альбина, настоятельница монастыря, меццо-сопрано

Первое действие. Первая картина — «Фивы». В одном из уголков бескрайней египетской пустыни, неподалеку от Фив, высятся стены мрачного монастыря. В нем нашли свое убежище монахи-отшельники. Среди них выделяется красивый монах Атанаэль. Он только что вернулся из столицы Египта Александрии. Там на него глубокое впечатление произвела знаменитая куртизанка и танцовщица Таис. Атанаэль вспоминает, что некогда знал ее. Тогда Таис была совсем другой — скромной, простой девушкой. Атанаэль хочет убедить красавицу изменить свою порочную жизнь.

Мечтая, Атанаэль засыпает. Но и во сне он видит Таис на сцене театра Александрии в образе обольстительной Венеры. Проснувшийся Атанаэль решает немедленно отправиться в Александрию и сделать все возможное, чтобы вернуть распутницу на честный путь.

Вторая картина — «Александрия». Атанаэль пытается проникнуть во дворец Таис, но слуга куртизанки прогоняет скромного монаха. В это время появляется старый друг Атанаэля — Нициас, один из любовников Таис. Атанаэль посвящает друга в свои замыслы, но Нициас лишь высмеивает его. Монах, однако, твердо стоит на своем: он хочет обратить Таис на путь истины. В конце концов, Нициас обещает ему свою помощь. Он приказывает невольникам облачить Атанаэля в богатые одежды, чтобы тот мог явиться перед Таис.

На веранде дворца собираются гости. Внимание Таис привлекает необычное в ее обществе серьезное поведение чужестранца. Незнакомец говорит, что пришел спасти ее от греха, указать ей путь к будущей счастливой жизни. Таис смеется. Она любит только настоящее, будущее ее не интересует. Однако незнакомец заинтересовал куртизанку. Таис приглашает его прийти к ней на следующий день.

Второе действие. Первая картина — «У Таис». Атанаэль еще раз убеждает куртизанку, пока не поздно, раскаяться в своем греховном поведении и посвятить себя праведной, святой жизни. Он угрожает гневом и местью господа, умоляет, обещая всепрощение. Во время своей проповеди Атанаэль с ужасом замечает, что чары красавицы начинают действовать на него. Таис испугана всем, что сказал ей Атанаэль: таких слов она еще никогда в жизни не слыхала ни от кого. Атанаэль видит, что его слова произвели желаемое действие. Еще немного усилий, и его попытка окончится полным успехом. Вдруг с улицы доносятся веселые голоса. Таис узнает голос зовущего ее Нициаса. Но ни призывы Нициаса, ни проповедь Атанаэля не трогают ее теперь. Таис хочет остаться одна. На прощанье монах говорит куртизанке: — Утром на рассвете я буду ждать тебя на пороге твоего дворца.

Вторая картина — «Перед домом Таис». В утренней предрассветной мгле у дворца Таис Атанаэль ожидает молодую женщину Он уверен, что она придет. И действительно, убежденная его словами, раскаявшаяся в греховной жизни, Таис покидает свой дом. Богатый наряд куртизанки она сменила на скромное платье. Таис говорит Атанаэлю, что готова раздать все свои богатства и последовать за ним. Желая удостовериться в искренности ее заверений, Атанаэль настаивает на том, чтобы Таис уничтожила все свои драгоценности. Она согласна на все.

С ночного пиршества возвращаются веселящиеся гуляки во главе с Нициасом. Они пытаются увести с собой Таис. Чтобы уничтожить всякую возможность возврата Таис к прежней жизни, Атанаэль поджигает дворец куртизанки. Приятели Нициаса собираются убить монаха. Видя, какой опасности подвергается друг, Нициас отвлекает внимание толпы, разбрасывая пригоршни золотых монет. Алчная толпа, забыв обо всем на свете, с жадностью бросается на деньги. Пользуясь этим, Таис и Атанаэль убегают.

Третье действие. Первая картина — «Оазис». В монастыре Белых Сестер, расположенном в одном из оазисов пустыни, беглецов встречает настоятельница Альбина. Здесь Атанаэль укрывает обращенную им Таис, поручая ее заботам Альбины.

Вторая картина — «Фивы». Вернувшийся в свой монастырь Атанаэль не находит себе покоя. Он понял, что всеми его поступками руководила не возвышенная любовь к богу, а земная любовь к Таис. Она снится ему по ночам то в образе веселой танцовщицы, то в образе святой монахини, умирающей в заточении от тоски и неволи.

Третья картина — «Смерть Таис». Измученный сновидениями и страхом за жизнь Таис, Атанаэль возвращается в монастырь Белых Сестер. Таис, действительно, при смерти: бледная, изнуренная, лежит она в постели. Таис глубоко поверила в то, что поступила правильно, посвятив себя богу. Напрасно Атанаэль старается вернуть ее к действительности, к жизни, обещает ей любовь и счастье. Охваченная религиозным экстазом, Таис глуха к его словам. Она думает только о небе, смерть ее не страшит, это — желанный конец, к которому она стремится. Таис умирает. Атанаэль, сраженный горем, падает у ног своей любимой.