Алексей Николаевич Верстовский

Родился 18 февраля 1799 года в Тамбовской губернии в имении родителей. Детские и отроческие годы будущий композитор провел в Тамбове и Уфе. В 1816 году Верстовский переселился в Петербург, где служил в разных государственных учреждениях. В то же время он усиленно занимался музыкой — игрой на фортепиано, под руководством выдающихся музыкантов Джона Филда и Даниэля Штейбельта, а также игрой на скрипке, пением и теорией композиции. В 1823 году Верстовский был переведен по службе в Москву. Здесь он в продолжение тридцати четырех лет (1825—1859) занимал руководящие должности в московской дирекции императорских театров (с 1848 года был управляющим московской театральной конторой). По роду своей театральной деятельности Верстовский встречался с крупнейшими русскими писателями и литераторами — он был знаком с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, В. А. Жуковским, С. Т. Аксаковым, А. Н. Островским и другими.

Композитор написал музыку ко многим водевилям, ряд кантат для хора и баллад для голоса соло (наиболее известны «Черная шаль», на слова Пушкина, и «Ночной смотр», на слова Жуковского), несколько сот песен и романсов (до нас дошло около сорока) и шесть опер, поставленных в Москве, на сцене Большого театра,— «Пан Твардовский» (1828), «Вадим» (1832), «Аскольдова могила» (1835), «Тоска по родине» (1839), «Чурова долина» (1841), «Громобой» (1857). Из этих опер выделяется по своему художественному значению «Аскольдова могила» — выдающееся произведение русской оперной музыки первой половины XIX века. Благодаря обаятельной мелодичности, простоте и доходчивости музыки, яркому народному колориту, искреннему, задушевному лиризму, «Аскольдова могила» в продолжение многих лет пользовалась огромной популярностью и любовью. «Тут развернулось все дарование композитора, призванного проложить русской оперной музыке прямой путь к истинной народности»,— писал об опере выдающийся русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов.

Значительный музыкальный интерес представляет последняя опера Верстовского «Громобой», богатая в мелодическом отношении, относительно сложная по гармониям и оркестровке, с широко развитыми речитативами, заменившими разговорные диалоги прежних опер композитора.

Алексей Николаевич Верстовский умер 5 ноября 1862 года в Москве. Его творчество явилось важным этапом в развитии русского национального музыкального искусства доглинкинского периода.