Бюлов Ганс Гвидо фон

Г. фон Бюлов (1830-1894), немецкий пианист, дирижер, композитор и музыкальный писатель. Первый исполнитель сольной партии посвященного ему Первого фортепианного концерта (Бостон, 1875) 1830-1894, пианист, дирижер, музыкальный критик и композитор. Он был одним из самых знаменитых учеников Ф.Листа и одно время мужем его дочери Козимы.

Нельзя с точностью сказать, когда Чайковский и Бюлов встретились впервые лично. В 1874 году Бюлов сообщал, что во время пребывания в России встретил Чайковского приватно, и тот "был очень тронут, когда я исполнил ему его произведения и попросил о поправках. Ваше исполнение для меня идеально."

Но еще в 1876 году Чайковский надеялся увидеть Бюлова на фестивале в Байрейте, куда Чайковский отправился как музыкальный критик. Однако встреча не состоялась, так как Бюлов после разрыва с Козимой, вышедшей замуж за Р.Вагнера, не поехал на фестиваль, не желая встретиться там с Рихардом и Козимой Вагнер. Поэтому, вероятней всего, Чайковский и Бюлов познакомились во время турне Бюлова в Россию в 1874 году и с тех пор встречались в разных местах вплоть до 1888 года.

Чайковский рецензировал фортепианный вечер Бюлова 13 марта 1874 года в Московском Большом театре. "Прежде всего поражает невероятное техническое совершенство", - писал Чайковский.

Между тем Бюлов, в заключение своего русского турне 1874г, длившегося с февраля по конец апреля, вернулся в Италию, где постоянно проживал после отъезда из Германии. Он посетил в мае в Миланском театре два представления оперы Глинки "Жизнь за Царя" на итальянском языке. Бюлов высоко ценил композитора Глинку и конкретно это произведение, которое он позднее поставил сам 12 декабря 1878 года в Ганновере на немецкой сцене. В своей рецензии "Музыкальные события в Италии" Бюлов разбирал не только эту оперу, но категорически утверждал, что "в сегодняшней России нет недостатка в высокоодаренных творческих талантах в любой области музыки", однако среди них есть только один, "который подобно Глинке неутомимо устремлён вперед - это молодой профессор композиции Императорской Московской консерватории г-н Чайковский. Его прекрасный скрипичный квартет уже хорошо известен во многих немецких городах. Такое же признание заслуживают многие из его фортепианных сочинений, две симфонии и прежде всего необычайно интересная, отличающаяся оригинальностью и яркой мелодичностью увертюра к "Ромео и Джульетте".

Основательное знание творчества Чайковского и уверенная оценка его качества свидетельствуют об осведомленности и интересе Бюлова к современной ему музыке и о его привязанности к музыке России, которая еще в 1850 годы отчетливо и определенно проявилась у его учителя Ф.Листа, ценившего русских композиторов отнюдь не из каприза, а из убеждения в действительной ценности этих значительных произведений.

Бюлов характеризовал себя сам как "русофила", в течение многих лет он познакомился со всеми значительными композиторами, музыкантами и издателями России. Он особенно ценил А.Рубинштейна, называл его "русским Бетховеном-Вагнером".

Первый концерт для фортепиано с оркестром, Op. 23 с дирижерскими пометами П. И. Чайковского - кликните по картинке! Замена имени Н.Г.Рубинштейна именем Бюлова на рукописи Первого фортепианного концерта, вызвана обидой Чайковского за уничтожительный приговор его ментора и директора консерватории, который вынес тот по поводу фортепианного концерта ор.23, когда Чайковский проиграл ему его в рождественский вечер 1874 года. Рубинштейн сказал, "что мой концерт никуда не годится..." В ответ Чайковский заявил: "Я не изменю ни единой ноты... " Карл Клиндворт, высоко чтимый Чайковским как пианист и коллега по Московской консерватории, рекомендовал фон Бюлова, своего коллегу и друга, в качестве исполнителя, в то время как Чайковский сначала имел в виду своего ученика С.И.Танеева. Клиндворт передал Бюлову рукописную партитуру фортепианного концерта с посвящением, которому Бюлов особенно обрадовался. Бюлов в письме к Чайковскому от 13 июня 1875 года поблагодарил и выразил сое восхищение новым произведением. Бюлов сообщил, что он будет играть этот фортепианный концерт во время своего турне по Америке осенью 1875 года. Чайковский с радостью ответил 1 июня 1875 г., что он чувствует себя очень польщенным. Тщательно готовился Бюлов к первому исполнению: "Я испытал удовольствие, овладевая концертом Чайковского, посвященным мне. Он требует очень больших усилий, но стоит их".

25 октября 1875 года он исполнил концерт в первый раз, а именно в Бостоне с американским дирижером Б.Лангом, "молодым элегантным коллегой". Бюлов сообщал Клиндворту: "Исполнение под управлением американца Ланга, которого я нашел и сразу сделал знаменитым, было вполне приличным, а вчера при повторении было принято с восторгом <...>. Критика пока несколько тяжеловесна и неуверенна, но она еще больше обратит внимание на Чайковского, как только успех будет подтвержден в Нью-Йорке и Филадельфии. Сообщи о прилагаемых рецензиях твоему, нашему другу - он, конечно, будет благодарен тебе, ведь это ты впервые вызвал мой интерес к нему." О концерте в Нью-Йорке 22 ноября 1875 года Бюлов писал Клиндворту: "Концерт под управлением Дамроша прошел здесь еще лучше, чем в Бостоне, решительно завоевал всех и в субботу будет исполняться еще раз. Чайковский сделался популярным в Новом Свете."

Чайковский благодарил Бюлова в письме 1 декабря 1875г.

Бюлов сохранил фортепианный концерт в своем репертуаре и много раз исполнял его в последующие годы в России. 5 июня 1879 года он впервые дирижировал этот концерт в Висбадене на состоявшемся там собрании композиторов и музыкантов.

П. Е. Вайдман