Рубинштейн Антон Григорьевич

Рубинштейн Антон Григорьевич (1829 - 1894), русский композитор, пианист, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель - кликните по картинке! (1829 - 1894), русский композитор, пианист, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.

Каждая из граней творческой деятельности Антона Рубинштейна сыграла огромную роль в биографии Чайковского. Как композитор, он проложил путь Чайковскому в разных жанрах. Надо вспомнить, что именно А.Г.Рубинштейн создал первые в России многочастные симфонические циклы, до того в отечественном музыкальном творчестве отсутствовавшие. Многое в них было "по немецким образцам", но Рубинштейн точно уловил потребность своей культуры в симфонии как в жанре, воплощающем картину мира - ведь именно в это время возник и русский психологический роман. Молодой Чайковский прекрасно знал написанные к этому времени симфонии Рубинштейна, особенно ценил Вторую ("Океан"), многократно разыгрывал ее в 4 руки с Г.Ларошем, о чем последний сообщает в своих воспоминаниях. Спустя 15 лет, уже в 1878, в письме к фон Мекк он восклицает: "А какая прелестная свежая мысль первой части "Океана" Рубинштейна!" - и по памяти выписывает нотный пример (ЧМI - 376). Поэтому так естественно и в историческом плане "нетрудно" было для начинающего композитора, почти сразу после окончания консерватории, создать четырехчастную, уже подлинно русскую симфонию. От оперы Рубинштейна "Демон" прямые нити ведут к "Евгению Онегину" - это первые лирические оперы на русской почве. От блестящего рубинштейновского Четвертого концерта для фортепиано с оркестром - к Первому Чайковского...

На фортепианную музыку Чайковского, а затем и Рахманинова оказал большое влияние пианизм Рубинштейна, который был, наряду с Листом, величайшим исполнителем своей эпохи. Петр Ильич отметил это в своем "Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году": А.Г.Рубинштейн, "благодаря своему виртуозному гению уже давно проник за границу и приобрел право гражданства на сценах и концертных эстрадах всего мира..." (II, 183)

Но, разумеется, наибольшее значение для судьбы Чайковского имела музыкально-общественная и педагогическая деятельность Рубинштейна. Организация Музыкальных классов при основанном по инициативе все того же Рубинштейна Императорском русском музыкальном обществе - классов, вскоре переросших в первую в России Петербургскую консерваторию - все это имело колоссальные последствия для развития отечественной музыкальной культуры. Антон Рубинштейн возглавил консерваторию и стал ее профессором. Чайковский начал заниматься в классе Антона Григорьевича в 1863 году.

"Могучая личность директора консерватории внушала нам, ученикам, безмерную любовь, смешанную с немалою дозою страха", - вспоминал соученик Чайковского Ларош - "огромные практические знания, огромный кругозор, невероятная для тридцатилетнего человека композиторская опытность..." На Чайковского, продолжает Ларош, "Рубинштейн произвел действие магическое" (ЖЧI, 167-169). Обилие заданий, интенсивность занятий, требовательность - все это прививало навыки подлинного профессионализма в композиторской работе.

Отношения двух музыкантов на протяжении следующих трех десятилетий складывались очень неровно, порою драматично. Петру Ильичу не без оснований казалось, что Рубинштейна мало волнует его композиторская судьба. Однажды, весной 1878, он высказал свои обиды в очень резкой форме, адресуясь к фон Мекк: "В качестве моего учителя (я учился у него композиции и инструментовке) никто лучше его не знает мою музыкальную натуру и никто лучше его не мог бы содействовать распространению моей известности в Западной Европе. К несчастью, этот туз всегда относился ко мне с недоступным высокомерием, граничащим с презрением, и никто, как он, не умел наносить моему самолюбию глубоких ран". (ЧМI, 269).

А.Г.Рубинштейн посвятил Чайковскому "Скерцо", ор.93. Чайковский посвятил А.Рубинштейну Шесть пьес для фортепиано, ор.21 и Экспромт, написал хор "Привет А.Г.Рубинштейну". Кроме того, перевел с немецкого языка тексты многих вокальных произведений Рубинштейна, в том числе популярных и сегодня "Персидских песен". В 1889 Петр Ильич много сил отдал подготовке к юбилейному концерту в честь А.Г.Рубинштейна; под его управлением в Петербурге были исполнены увертюра к опере "Дмитрий Донской", оратория "Вавилонское столпотворение", кантата "Русалка", другие сочинения Рубинштейна.

Л. З. Корабельникова